В 1850 году, когда еще только начали возводиться стены Новодевичьего монастыря, Санкт-Петербург посетил насельник Свято-Пантелеимонова монастыря Афона духовный писатель иеромонах Серафим Святогорец (Веснин, в схиме — Сергий). Святогорец приехал в Россию для издания в пользу русского Пантелеимонова монастыря своих писем об Афоне. Издателем «Писем Святогорца» был известный своей удивительной жизнью слепец-паломник Григорий Иванович Ширяев, который и познакомил иеромонаха Серафима с настоятельницей Новодевичьей обители игуменией Феофанией (Готовцевой) и ее сподвижницей монахиней Варсонофией (Крымовой).
Несмотря на разницу в возрасте (матушке Феофании было к этому времени 63 года, а Святогорцу — 36 лет), знакомство продолжила очень трогательная дружественная переписка, которая была опубликована в 1868 году в книге о игумении Феофании и стала заметным явлением в духовной жизни России. Книга была написана духовными чадами матушки Феофании через 2 года после ее кончины. Согретый теплотой общения с почитаемой старицей, Святогорец хотел как-то поддержать матушку Феофанию и сестер в их подвиге по созданию монастыря, поэтому в письме из Москвы 8 октября 1850 года он благословил созидающуюся обитель во имя Афонской Горы:
«Если мои скромные и грешные молитвы услышит Владычица, то знамением того будет то, что Она Сама придет к Вам с нашей Афонской Горы Своею честною иконою».
Святогорец вернулся на Афон 12 марта 1851 года и сам выбрал для Воскресенского Новодевичьего монастыря образ Божией Матери, именуемый «Парамифия» — «Отрада и Утешение». Из переписки с игуменией Феофанией можно заключить, что икона была написана иконописцем Пантелеимонова монастыря за несколько месяцев. Лик Божией Матери на иконе будто светится изнутри, излучая неземную тишину и покой, даруя молящимся поистине отраду и утешение.
В иконописных мастерских Афона было принято ставить подписи-благословения с обратной стороны икон. На обороте иконы, предназначенной для Новодевичьего монастыря, афонские старцы сделали следующую надпись: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоей Пречистой Матери да будет благословение Святой Афонской Горы и старцев русской Пантелеимоновской обители на месте, идеже волею августейшего монарха Николая I по благословению свыше воздвижется тихое пристанище Невест Христовых! Да от сего Пресвятого Лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, излиется милость и спасение Твое в роды и роды на Царствующий Град и всю Россию. Празднуется сей иконе Генваря 21-го».
Хотя конкретных подписей и наименований в надписи не было, все же она прямо указывала на Новодевичью обитель, единственную в «Царствующем Граде», воздвигнутую «волею августейшего монарха» Николая I. Впоследствии, именно благодаря этой подписи, утраченная в годы революции икона вновь вернулась в обитель. Но какие старцы посылали благословение?
17 октября 1852 года в Новодевичий монастырь пришло письмо из Пантелеимонова монастыря Афона с благодарностью за Плащаницу — «священную жертву Покровскому храму» Афона, выполненную руками сестер. В конце письма стояли подписи афонских старцев:
«Вашего Высокопреподобия смиренные Богомольцы Святые Афонския Горы, Русского Монастыря Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона: Архимандрит Герасим. Русский Духовник Иеросхимонах Иероним. Святогорец Иеромонах Серафим».
Святогорец на Афоне исполнял послушание секретаря и вел всю переписку обители с Россией. По всей видимости, и на оборотной стороне иконы «Отрада и Утешение» было запечатлено благословение этих старцев, подвизавшихся на Афоне в то время, в том числе и легендарного духовника иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева).
В письме из Космодамиановой пустыни Афона 19 апреля 1851 года Святогорец пишет:
«Я обещался Вам препроводить икону Царицы Небесной, для того чтоб вы непременно устроили в честь ея придел; но какой величины должна быть эта икона? Вот вопрос, на который я жду от вас ответа. А то вы, бедняжки… заброшены в самую средину мирской суеты и треволнений, и потому в вашей обители необходимо иметь храм во имя нашей единственной радости и надежды и покрова — Божией Матери, к Которой всего более должны вы прибегать и поручать и судьбы обители и судьбы вашего собственного спасения Ея Божественной заботливости».
Неизвестно, какой ответ был дан на вопрос о величине иконы, но образ был написан небольшой, всего 9 вершков — около 40 см.
В письме 16 декабря 1851 года Святогорец из Русика сообщает о том, что икона уже написана:
«Та самая икона, которая предназначена нашей смиренною обителью в благословение вашей, возникающей обители, уже готова, и нет только верного случая, чтоб отпустить Царицу Небесную с здешних благословенных мест в далекий Север, с тем чтоб Она, наша заступница, в Своей Божественной иконе принесла вам мир и благословение Св. Горы нашей… я избрал икону «Отрада и Утешение», потому что бывшее от нея чудо чрезвычайно трогательно, так что нельзя без чувства слушать и читать, как сильно, как державно и истинно-матерински заступает нас Царица Небесная, тогда как Господь Бог праведным судом Своим уже готов навесть на нас казнь за грехи наши… Царица грядет, да будут готовы светильники вашей сердечной любви и полны елея милосердия и сочувствия к вашей меньшей братии и сестрам, чающим утешения и отрады в своих жизненных судьбах!»
Видимо, так и не представилось «верного случая», чтобы с кем-то можно было отправить икону в Россию, и в письме из Константинополя 25 февраля 1852 года Святогорец пишет, что сам препроводил образ Божией Матери с Афона в Константинополь. В письме 2 апреля 1852 года уже из Русика Святогорец подробно описывает историю чудесного преображения иконы и сообщает, что в Константинополе по желанию посланника В.П. Титова читал пред ней канон на первой неделе Великого поста, а далее отправил икону в Россию по почте:
«Отрада и Утешение должны быть теперь с вами, в скромных стенах вашей обители и в вашем сердце» — пишет Святогорец с Афона.
Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» прибыла в Петербург в июне 1952 года, но с почты икону требовалось отправить на таможню для предоставления в цензуру, которая уже и выдала сестрам долгожданную посылку. Так Воскресенский Новодевичий монастырь обрел свою главную святыню — афонскую икону Божией Матери «Отрада и Утешение». Игумения Феофания с сестрами, утешенные Предвечной Отрадой, исполняя благословение Святогорца, освятили 27 июня 1854 года во имя этого образа келейную церковь настоятельского корпуса (первую в обители), которая стала именоваться Афонской церковью.
Святогорец не застал этого радостного события - в надежде на заступничество Пречистой Девы, Которой он всю свою жизнь пел хвалу — иеромонах Серафим тихо и молитвенно предал душу Богу на Афоне 17 декабря 1853 года, за несколько дней до кончины отправив последнее письмо в Новодевичий монастырь:
«Болезни истинно целительны для сердца! Оне, как очистительный огнь, как врачевство: горьки своим настоящим, но утешительны будущим следствием в день исхода от времени в вечность!»
Когда живое сердце Святогорца откликнулось на трудное положение монахинь, в Новодевичьей обители не только не было никаких святынь, но даже не было еще и стен самой обители. И благодаря удивительной вере иеромонаха Серафима в заступничество Пречистой Девы, сестры обрели свою главную святыню, свою Отраду и Утешение. Словно чудом на безлюдном пустыре расцвела прекрасная обитель, привлекающая под свою сень многих спасающихся.
«Пусть на вас огорчится Господь и восхочет навесть на вас свой праведный суд: чего вам тогда бояться? — писал Святогорец в одном из писем, — У вас и с вами утешение наше — Царица Небесная. Она предварит вас об этом, известит вас или тайно или явно от надлежащего испытания, и между вами и правдою Божией, станет несокрушимым оплотом Богоматерь, отвращая от вас всякую скорбь и тесноту и поставляя ваши девственные стопы на пространне исповедания и покаяния… О, с Царицей Небесной вам будет куда как хорошо!»
В Афонском храме для главной святыни обители был устроен резной золоченый киот со стеклом, окруженным деревянными позлащенными лучами. Образ Божией Матери в сребропозлащенной ризе с венцами и короной украшен стразами и разноцветными камнями. По молитвам Святогорца Пресвятая Владычица стала воистину покровом и защитой для матушки Феофании с сестрами, благословляя их труды по устроению монашеской жизни в условиях шумного города, чтобы святая обитель стала для Санкт-Петербурга особой преображающей силой.
До революции обитель процветала, но наступили «окаянные дни», трагические для Церкви и всей России. После упразднения Новодевичьего монастыря в 1925 году началось постепенное разрушение монастырского ансамбля. Но, несмотря на разорение обители, в ее стенах до 1935 года сохранялась иноческая жизнь благодаря молитвенному подвигу игумении Феофании (Рентель) и оставшихся сестер.
В 1928 году, в эти непростые для Церкви времена церковный композитор и литургист Порфирий Петрович Мироносицкий создает акафист образу Божией Матери «Отрада и Утешение». В акафисте были выражены сокровенные молитвенные переживания людей, которым была дорога Воскресенская обитель:
Икос 12: «Да защитит Богомати образом дивным Отрады молитвы оплот — монастырь сей и храмы, да во век не угаснет лампада пред ликом спасительным Богоневесты».
Акафист был написан с соблюдением греческих акафистных традиций. Форма акафиста отражала строение Великого Акафиста: все 24 строфы начальными буквами образуют акростих «Ангелов радосте, миру отрадо», подобно тому, как 24 строфы греческого Акафиста соответствуют 24 буквам греческого алфавита.
В акафисте Мироносицкого отражена и история иконы, список которой был привезен с Афона в северную столицу:
Икос 9: «Радостно в храме сем зряще список с иконы Отрады афонских обителей дар драгоценный, в молитве мысленно соединимся с хвалебными лики отцев-святогорцев, иже от заоблачных высот своих Пречистую нас пети приглашают».
Икос 10: «Образ честный провождая в путь от Афона на север в покров благодатный обители новыя, в залог небесныя помощи граду, честный схимонах святогорец вещает: Се благословение Владычицы! Молитеся и веруйте, и пойте».
Акафист Божией Матери совершался в Афонском храме еженедельно по вторникам. Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский, как правящий архиерей проживавший в Новодевичьем монастыре с 1928 по 1933 годы, часто молился в Афонском храме, рядом с которым находились его покои.
«Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо».
В ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде и пригородах было арестовано около пятисот верующих — в их числе был и Мироносицкий. Через несколько дней после ареста Порфирий Петрович погиб во время допроса в НКВД.
Почти всё оставшееся в Ленинграде монашество было арестовано в ночь с 17 на 18 апреля 1932 года — в Новодевичьем монастыре арестовано 126 сестер. Оставлены были лишь немощные, не способные передвигаться.
По описи церковного имущества, составленной 11 марта 1935 года можно установить, что главная святыня к тому времени все еще пребывала в обители, только уже без драгоценной ризы, национализированной в 1920-х годах в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. Опись составил ризничий Афонской церкви священник Федот Андреев и в ней указана чудотворная икона Ватопедской Божией Матери «Отрада и Утешение».
В апреле 1935 года арестована и сослана игумения Феофания (Рентель). В 1937 году в городе были арестованы и расстреляны почти все священники, в разоренном монастыре остались лишь несколько больных и престарелых насельниц, которые умерли от голода, приняв мученическую кончину.
Афонская церковь бывшего Новодевичьего монастыря еще некоторое время находилась под управлением двадцатки, а в 1938 году была закрыта за отсутствием причта. В эти времена монастырская святыня будто «исчезает», находясь в частном владении, становится невидимой до тех пор, пока утраченная вера, возродившись, снова согреет молитвенным дыханием человеческие сердца и разоренные храмы.
В книге 1994 года под общей редакцией митрополита Иоанна (Снычева) «Очерки истории Санкт-Петербургской епархии» сообщается, что перед закрытием Афонского храма икону взяла на хранение алтарница. Также существует версия, что главную святыню обители спасла от поругания послушница Ксения, которая работала в бывшем монастыре уборщицей. Возможно, обе версии говорят об одной и той же женщине. Известно, что с 1944 по 1953 года Ксения Васильевна Карюкина работала швеей в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда. В 1950 году она обвенчалась с Александром Матвеевичем Щедриным, который окончил Ленинградскую Духовную Академию и стал священником. У четы был небольшой домик в поселке Вырица, где отец Александр в 1959 году был настоятелем Казанского храма.
С 1971 по 1976 года батюшка служил в Успенском Пюхтицком монастыре, жил он с матушкой Ксенией недалеко от обители. Икону они привозили с собой, и сестры Пюхтицкого монастыря молились у святого образа. Когда Щедрины уезжали обратно в Вырицу, настоятельница игумения Варвара (Трофимова) просила передать икону «Отрада и Утешение» на хранение в монастырь, но Щедрины отказались.
В 1988 году отец Александр умер, а через несколько месяцев матушка Ксения погибла в пожаре в своем доме в Вырице, который сгорел дотла. Местные жители говорили, что это был поджог. До недавнего времени по свидетельству игумении Варвары считалось, что икона тоже погибла в пожаре, либо могла быть украдена у 80-летней Ксении Щедриной до ее трагической гибели.
Через несколько лет в 2002 году коллекционер из Тамбова находит афонскую икону «Отрада и Утешение» в городе Мичуринске Тамбовской области в подвале дома, принадлежавшего до революции купцу Федору Евдокимову и его семье. До сих пор не удалось точно установить, каким образом в этом доме оказалась святыня из Санкт-Петербурга. В подвале был склад бакалейной лавки и церковных вещей, поскольку семья была очень верующей — сын купца Василий впоследствии стал священником и служил в московском храме святителя Николая в Клённиках.
Оборотную сторону иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» коллекционер видел, но не придал значения тому, что там было написано. Хранил он икону в своей квартире в Тамбове, но недолго, потому что взгляд Богородицы с иконы стал его тревожить. На иконе Божия Матерь будто смотрит в сторону, но все равно в комнате было не укрыться от Ее взгляда. Коллекционер чувствовал, что икона будто «ищет» другого владельца и решил отдать ее при случае хорошему человеку.
В это время в Тамбове жила женщина — Надежда Степанова, которая мечтала иметь дома икону, которая бы передавалась из рода в род, от поколения к поколению. У коллекционера она покупала некоторые вещи, ей он и решил предложить образ Божией Матери. Коллекционер сказал, что хотел бы отдать эту икону, потому что не может выносить ее укоризненного взгляда и также признался, что у него есть чувство, будто икона сама просится от него в другие руки. Так промыслительно икона «Отрада и Утешение» оказалась у рабы Божией Надежды — последней ее частной хранительницы.
Получив икону, Надежда принесла ее в храм освятить к своему духовнику ныне покойному отцу Николаю Засыпкину, который благословил передать икону на хранение в Успенский Вышенский монастырь. Хоть и не сразу, а только через год — в 2005 году Надежда исполнила благословение. Таким образом, икона после нескольких десятилетий пребывания в частных руках стала доступна верующим для поклонения. Но никто не знал ее истории, потому что перед передачей иконы Надежда поместила ее в киот и оборотная сторона образа Божией Матери с подписью-благословением афонских старцев была до времени сокрыта.
Несколько лет икона Божией Матери «Отрада и Утешение» хранилась в алтаре Казанского храма Вышенской обители, и только в 2012 году клирик монастыря решил протереть запылившееся стекло киота с внутренней стороны. Когда батюшка извлек икону, то на ее оборотной стороне увидел надпись, содержание которой указывало на то, что икона была написана на Афоне в середине XIX века и являлась святыней Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга. Настоятельница игумения Вера (Ровчан) благословила рассказать о находке — в Новодевичий монастырь позвонили из Успенского Вышенского монастыря и сообщили, что в их обители находится икона Божией Матери, надпись на оборотной стороне которой свидетельствует о том, что это святыня из Новодевичьего монастыря. Присланные фотографии не оставили сомнений в том, что это действительно главная святыня обители.
Передача иконы «Отрада и Утешение» в Воскресенский Новодевичий монастырь произошла в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, 27 апреля 2014 года во время крестного хода с Вышенскими святынями в северную столицу. Воскресенская обитель торжественно встречала свою главную святыню — с возрождением монастыря в него Промыслом Божиим возвращался и чудотворный образ.
После крестного хода состоялось подписание акта передачи иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» из Успенского Вышенского монастыря в Воскресенский Новодевичий. В летописи Новодевичьего монастыря появилась запись о втором обретении иконы — этого события сестры Воскресенской обители ждали более 80 лет. История чудотворного образа — это не только история иконы, но и история обители, история Русской Православной Церкви, история России. Обретение утраченных святынь дает надежду и на обретение веры — ведь только верующему сердцу открыты чудеса.
В настоящее время главная святыня Воскресенского Новодевичьего монастыря икона «Отрада и Утешение» пребывает в специально устроенной сени в Воскресенском соборе обители, украшенная на пожертвования прихожан драгоценным окладом и цатой. Обрамляющие икону житийные клейма повествуют о судьбоносных событиях в жизни обители и ее главной святыни.