To main content
Подворье Воскресенского Новодевичьего монастыря в пос. Лисино-Корпус
Приглашаем Вас посетить наше Подворье в поселке Лисино-Корпус.

На территории Подворья находятся:
Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня,
Храм в честь Иверской иконы Божией Матери,
Водосвятная часовня в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник,
часовня-купальня Богоявления Господня на берегу монастырского пруда с возможностью полного погружения.


Также на территории располагается
Дом паломника "Чертоги" и монастырская трапезная "Царская трапеза".

Адрес Подворья:
187023, Российская Федерация, Ленинградская область, Тосненский муниципальный район, поселок Лисино-Корпус, ул. Советская, дом 1а.

Контакты:
Старшая сестра Подворья монахиня Силуана:
моб. тел. +7 (921) 181-75-08

Протоиерей Владимир Лущик:
моб. тел. +7 (905) 256-23-12;
e-mail: vladimirlu@yandex.ru

Дом паломника и трапезная:
+7 (921) 945-00-53 с 9.00 - 19.00 (Подключен WhatsApp)
почта: trapeznayalisino@yandex.ru
История подворья
«Во время присутствия Государя Императора в Лисинском учебном лесничестве, вечером 20 октября 1858 г. Его Величеству по рассмотрении сего проекта благоугодно было сказать мне: «Церковь мне очень нравится». Арх. Бенуа».
В поселке Лисино-Корпус на живописном возвышенном месте рядом с лесом на берегу реки Лустовки расположена церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Монументальная, впечатляющих размеров, церковь объединена в выразительном по силуэту объеме с высокой стройной колокольней — это одно из самых поэтичных и проникновенных творений выдающегося зодчего Николая Бенуа.

В 1834 году в Лисино по инициативе Министра финансов графа Е.Ф. Канкрина высочайше утверждено устройство учебного лесничества и при нем — Егерского училища для воспитания и образования людей, сведущих в лесном хозяйстве. Это было первое в России казенное лесничество, впоследствии ставшее опытной базой крупнейшего в мире лесного вуза — Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии. В учебном лесничестве все было преобразовано для изучения всех отраслей лесного хозяйства. На территории, которая в настоящее время является охранной зоной, еще в ХIХ веке были искусственно созданы насаждения величественных деревьев уникальных пород, аллеи из дубов и лиственниц — вся европейская Россия обеспечивала лисинское лесничество семенами и саженцами.

Министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев в 1846 году разрешил устроить в Егерском училище домовую деревянную церковь, освященную во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Когда церковь погибла в пожаре, было разрешено построить каменную церковь, посвященную тому же празднику. Антиминс из домового храма был перенесен в новый каменный храм. Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, расположенная в 18 км от Тосно, была построена на средства Лесного Департамента для его учебных заведений: воспитанников и служащих учебного лесничества и учащихся Егерского училища.

Храм лесоводов России неслучайно посвящен этому празднику, одно из песнопений которого призывает к участию в торжестве и окружающую природу: «Да кропит вся земля радование, да веселятся древа дубравная». Греческое слово προοδος буквально означает «предъисхождение», «несение впереди», «изнесение» древа или части от подлинного Креста Господня. Праздник изнесения Честного Креста установлен 1 августа (14 августа по новому стилю) Константинопольским патриархом Лукою при византийском императоре Мануиле Комнине, когда во время эпидемий Честное Древо Животворящего Креста с крестным ходом износилось из царской сокровищницы Влахернского храма в Константинополе, торжественно переносилось по улицам с водосвятием и полагалось в храме Софии, где совершалось богослужение. После соборной молитвы у святыни эпидемии затихали. В Русской Церкви это празднество — в просторечии «Первый Спас» — соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года.
Николай Леонтьевич Бенуа
Для строительства в Лисино целого комплекса построек и создания церкви — их главной доминанты, был приглашен профессор архитектуры Императорской Академии художеств, главный архитектор Петергофа зодчий Николай Бенуа. В молодости он был помощником архитектора Константина Тона при сооружении им Храма Христа Спасителя в Москве. Проект каменного храма был лично одобрен императором Александром II при посещении им Лисинского учебного лесничества 20 октября 1858 года. Государь император Александр II со свитой приезжал в Лисино для участия в охотах более 80 раз. С середины ХIХ века вплоть до 1917 года дивные лисинские леса были местом царских охот, в которых принимали участие и высокие иностранные гости — представители европейских королевских дворов, а также легендарный канцлер Германии Отто фон Бисмарк.

Кроме храма Н. Бенуа воздвиг в поселке Лисино-Корпус Охотничий дворец и каменное здание Егерского училища. Лесоводы были ценителями прекрасного и стали единомышленниками с архитектором, поскольку сами служили украшению лисинской местности, которая была творческой лабораторией не только науки — вдохновлялись этими местами и многие деятели культуры. На охоту в лисинские угодья приезжали классики русской литературы А.К. Толстой и Н.А. Некрасов. Современники называли лисинский ансамбль «маленьким красивым городом» с окружающими лесами и пейзажным парком с великолепными группами деревьев и кустарников.
Работы над лисинским храмом, построенном в «русско-византийском» стиле, продолжались в 1858-1862 годах. Храм свидетельствует о живом подходе зодчего к своему делу — мы видим не механическое следование древним образцам, а произведение своего времени в необычайно богатом историко-культурном контексте этих мест. Помощником Бенуа стал его тесть — архитектор Мариинского театра в Санкт-Петербурге Альберт Кавос, благодаря которому храм приобрел более укрепленные, обобщенные формы, немного смягчались его элементы, становясь созвучными храмам Древней Руси. Влияние Кавоса заметно по отличиям первоначального замысла от его воплощения — сохранился эскиз церкви работы Н. Бенуа.

Непосредственно строительные работы начались в январе 1859 года. В основании церкви положена бронзовая доска с надписью: «В пятый год царствования императора Александра II, при митрополите Григории, министре государственных имуществ генерале от инфантерии М.Н. Муравьеве, товарище генерал-майоре А.А. Зеленом, директоре лесного департамента генерал-майоре Неверовском, директоре лесничества Бекмане и церковном старосте подполковнике Субботине».
Как в художественном, так и в техническом отношении храм, вмещающий 600 человек, построен с большим искусством. Темпы строительства по тем временам и ручном труде были очень высокими. При работе в основном использовали местные строительные материалы. Кирпич обжигали из лисинских глин — до сих пор в лисинских лесах можно найти груды крупных валунов, не полностью использованных для фундамента церкви. Известь привозили из Саблина. Гидроизоляция фундамента сделана из бересты.

Храм относится к широко распространенному типу церквей с трапезной и колокольней на одной оси, но обладает уникальным архитектурным решением, основанным на использовании скатных кровель и треугольных форм в прорисовке объемов. В плане церковь имеет форму креста с короткими концами, замыкающуюся на востоке многоугольной апсидой. Центральное подкупольное пространство, в плане квадратное, наверху переходит по принципу византийских сооружений в восьмигранный барабан с низким шатром, на котором находится купол. Боковые грани основного объема образуют щипцы на северном и южном фасадах. На два ската также перекрыты трапезная и часть апсиды. Два боковых притвора перекрыты односкатной кровлей. Храм имеет три входа: главный западный вход акцентирован перспективным порталом. Стены основного объема прорезаны тройными окнами. В подклети храма были устроены пять печей, при помощи которых производилось отопление.

Внешние фасады были отштукатурены и покрашены в желто-бежевый цвет. Орнаментальная лепнина по периметру изящно опоясывала здание. Колокольня высотой 15 сажен расположена над входной частью притвора и переходит посредством системы тромпов от четверика к восьмерику, несущему на столбах восьмигранный купол с маленькими полуциркульными окошками. Завершение колокольни — каменный восьмигранный шатер со «слухами», с фронтонами над каждой гранью и с двумя рядами люкарен.
Шатры храма и колокольни увенчаны небольшими куполами луковичной формы; кровля и шатер храма покрыты восьмифунтовым железом. По синему полю шатра были прорисованы золоченые звезды. Изящная кладка шатра колокольни из английского кирпича оставлена открытой как авторская визитка архитектора. Золотые грани и звезды, звонницы с острыми треугольными закомарами, вызолоченные через огонь бронзовые осьмиконечные кресты — творение Бенуа очень выразительно и в своих деталях. Идеальные пропорции и граненые объемы церкви производят впечатление композиционной целостности, а изящному стилю соответствует чистота и тщательность отделки, согласие целого с подробностями.

Работы по изготовлению предметов внутреннего убранства велись одновременно со строительством, что свидетельствует о едином авторстве и руководстве Н. Бенуа всеми строительными работами. Архитектор также контролировал и работу мастеров декоративно-прикладного искусства по украшению церкви, чтобы все элементы убранства гармонировали с образным решением храма.

История сохранила нам имена принимавших участие в работах по строительству и благоукрашению храма. С умением и усердием исполнил свое дело подрядчик И.О. Леднев, точно следовавший указаниям зодчего, своевременно поставлявший качественные материалы для осуществления работ.
Фототека Государственного Эрмитажа. Фото 1869 г.
Мастер Глазырин на средства петербургского купца И.И. Николаи выполнил резной дубовый иконостас и мебель по рисункам Бенуа. Правый и левый клиросы, как и три входные двери храма, тоже сделаны из дуба. Алтарь, солея и восточная половина пола были выстланы дубовым паркетом, а западная часть пола в храме — из камня. Столярный мастер Зиновьев в конце 1862 года сделал Плащаницу и киоты из дуба. Четыре медных колокола для звонницы (50; 25; 12 и 6 пудов) были изготовлены мастером М.М. Стуколкиным. На самом большом колоколе находилась надпись, сообщающая о его установке, а на малых колоколах были изображения херувимов. Важной деталью внутреннего убранства являлись две люстры, изготовленные по рисункам Бенуа в мастерской братьев Дипнеров. «Бронзовых дел фабрикант» А.И. Дипнер создал из золоченой бронзы для лисинского храма паникадило, аналог которого находился в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Бронзовые позолоченные подсвечники и канделябры также работы Дипнера.

Утварь для храма приобретена у придворного поставщика ювелирных изделий купца Сазикова, а ризница заказана у купца Сытова. Лепных дел мастер А. Дылев выполнял работы по украшению наружного и внутреннего пространства храма. Интерьер храма строг и величав, стены изнутри окрашены в светло-голубой тон. Роспись не была выполнена, хотя в проектных документах присутствуют эскизы росписи стен.

Над живописным убранством церкви работал академик живописи В.В. Васильев, писавший иконы в «византийском» стиле на золотом фоне. В 1862 году он исполнил 16 основных икон. В иконостасе находились иконы: Спасителя, Божией Матери, Архангелов Михаила и Гавриила, Тайной вечери, св. блгв. кн. Александра Невского, св. равноап. Марии Магдалины, Преображения, Вознесения и храмовая икона. На Горнем месте находилось изображение Христа Вседержителя, восседающего на троне.

Фототека Государственного Эрмитажа. Фото 1869 г.
В июне 1862 года строительство храма было завершено, и воспитанники Егерского училища приступили к обустройству территории вокруг церкви и в окрестностях. Их трудами была проложена дорога от моста к церкви, высажены лиственницы, липы, сибирские кедры, пихты, клены и множественные виды кустарников. Творческий подход к организации ландшафта усиливал впечатление композиционной целостности и единства храма Божия с окружающей природой.

14 октября 1862 года церковь была освящена как Храм Лесного Департамента России. Свои молитвы к Богу в этом храме возносили российские императоры Александр II и Александр III. В 1866 году при церкви была основана богадельня, открыта церковно-приходская школа и две школы грамоты. До 1930 года службы в поселке Лисино-Корпус совершались регулярно по праздникам и воскресным дням. Обычно служили священник и псаломщик, на правом клиросе пел немногочисленный хор.
В 1933 году церковь закрыли — судьба храма отразила в себе всю трагедию русской истории. Безбожные власти поселка пытались устраивать в церкви концерты самодеятельности, даже приглашали цыган, но лисинцы эти концерты не посещали. В 1934-35 годах произошло разграбление пустующего храма: с колокольни были сброшены и разбиты колокола, свергнуты купола с крестами, были вырваны все двери, повален иконостас, разобран паркетный пол, изуродованы решетки на окнах, сброшены люстры и даже вырван крюк паникадила. Престол, жертвенник, иконостас и иконы были сожжены в большой клумбе перед храмом. Священные сосуды, утварь из алтаря и подсвечники свезли в телегах на колхозный двор. Драгоценные ризы с икон к тому времени уже разворовали разбойники.
Во время Великой Отечественной войны фашисты устроили в храме конюшню и на стенах, созданных для святых икон, повесили таблички с кличками лошадей. Затем в церкви был оружейный склад, а колокольня служила наблюдательным пунктом. Стены храма повсюду были изранены пулями и осколками от снарядов. Когда немцы отступили, в храме был расположен русский госпиталь, из-за нарушения дренажа в подвале стояла вода. В послевоенное время в здании церкви жили строители дороги на Тосно, а затем колхозники хранили там сено. Долгие годы изуродованное здание многострадального храма стояло поруганным и разоренным. Иногда в заброшенной церкви ночевали бомжи, гревшиеся у разведенных посреди храма костров, хулиганы взрывали там оставшиеся после войны боеприпасы…

В 1960-е годы директор лесхоза решил покрыть крышу храма оцинкованным железом. Он был коммунистом и, как патриот своего отечества, хотел не только спасти народное достояние — исторический памятник архитектуры, но и «приукрасил» его по-своему: на крыше храма, как на башнях московского Кремля, была установлена пятиконечная звезда. В 1987 году Министерство культуры РФ выделило средства на консервацию здания церкви, но работы велись непоследовательно.
В 1991 году жители поселка Лисино-Корпус написали прошение митрополиту Иоанну (Снычеву) с просьбой благословить открытие прихода в лисинской церкви — всего собрали 98 подписей. Владыка поддержал верующих. Начались работы по расчистке завалов, с крыши сняли звезду. Ученый-лесовод и староста прихода Сергей Андреевич Соловьев нашел благодетелей и стал инициатором восстановления храма.

Первый молебен с малым освящением состоялся в день престольного праздника 14 августа 1991 года. Из церкви были удалены груды мусора, но предстояло еще много работы: фанера отгораживала восточную часть храма, где пол был провален; не было ни иконостаса, ни подсвечников, даже окон еще не было, жертвенник и аналои были самодельные. Первые попытки реставрации храма оказались неудачными: из-за отсутствия средств и недобросовестных подрядчиков мало что удалось осуществить. Для совершения треб приглашались батюшки с других приходов, а постоянного священника, как просили прихожане, не было.
20 февраля 1995 года Указом Президента РФ лисинскому храму, являющемуся частью комплекса «Лесничество учебное Санкт-Петербургского лесного института», был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.

В конце 1990-х годов Господь послал благодетеля в лице руководителя акционерного общества «СУ №6 Лендорстрой» Владимира Петровича Гудкова, который по просьбе своей матери Александры Лукьяновны Гудковой начал осуществлять серьезные восстановительные работы по храму. Ему помогал коллектив единомышленников, свою лепту также внесли лесной колледж и учебно-опытный лесхоз. Усердием Гудкова в Лисино был воздвигнут первый Поклонный крест, изготовленный мастерами Санкт-Петербурга. Высокий кованый стальной крест, установленный возле тосненской дороги в 200 метрах от церкви, был освящен 19 сентября 1997 года.
Когда только началось восстановление храма на пожертвования, настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София с сестрами в поисках подворья в первый раз приехали в Лисино: о лисинском храме им много рассказывал благочинный Царскосельского района протоиерей Геннадий Зверев. Матушке и сестрам полюбилась церковь очень красивой архитектуры и живописные окрестности, но когда они начали ходатайствовать о передаче храма монастырю, то столкнулись с непониманием и обратились за советом к старцу протоиерею Николаю Гурьянову. Батюшке показали фотографии храма, который ему очень понравился, и он благословил устроить на этом месте монастырское подворье.

16 сентября 1999 года Распоряжением митрополита Владимира (Котлярова) храм в поселке Лисино-Корпус был передан Воскресенскому Новодевичьему монастырю Санкт-Петербурга для организации подворья. 4 октября 1999 года во временном храме в Лисино священнослужителями Новодевичьего монастыря была совершена Литургия, и затем духовенство, игумения София с сестрами обители и прихожане лисинской церкви прошли крестным ходом в каменный храм, преобразованный в подворье Новодевичьего монастыря.

Решение о передаче храма монастырю должно было приниматься на федеральном уровне, и благословение старца помогло осуществить, казалось бы, невозможное — матушке Софии чудесным стечением обстоятельств удалось оформить соответствующее законодательству Распоряжение двух министерств и закрепить его подписями двух Заместителей министров всего за… один день! Так по молитвам отца Николая Гурьянова 27 ноября 2000 года Распоряжением Министерства культуры РФ и Министерства имущественных отношений РФ здание церкви было передано Воскресенскому Новодевичьему монастырю. С тех пор несколько сестер монастыря несли послушание на подворье, устраивали небольшие огородики, сажали зелень, ходили в лес за грибами, а жили в подвальном помещении храма. Священники обители служили Литургии по праздникам и воскресным дням, совершали требы. Песнопения за богослужениями исполняли детские хоры, приезжающие из разных воскресных школ, а также хор постоянных прихожан храма.
Постепенно продолжалось восстановление святыни. Руководил реставрационными работами по храму прораб Валерий Васильевич Жулий. Крыша была покрыта железом, на куполах установлены позолоченные кресты. Восстановлен резной дубовый иконостас, спроектированный в мастерской, где, как оказалось, работает родственница архитектора Бенуа — Ирина Николаевна. Для удешевления работ иконостас был заказан в разных фирмах по частям: Царские врата изготовила фирма «Спек», верхние филенки и пилоны вырезала фирма «Пассим», нижние филенки и центральный крест сделан профессором Павлом Вандышевым, а филенки на хорах выполнены фирмой архитектора Орлова. Сборку иконостаса осуществил Владимир Елизаров. В подвальном помещении проведен водоотвод, храм был отштукатурен и покрашен. Для колокольни мастером Николаем Шуваловым из Тутаева было отлито 7 колоколов: самый большой колокол — 800 кг (50 пудов), самый маленький — 16 кг.

Раба Божия Александра сподобилась дожить до великого освящения лисинской церкви 18 ноября 2001 года, которое возглавил ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Тихвинский Константин (Горянов, ныне — митрополит Петрозаводский и Карельский).
Матушка игумения с сестрами продолжили труды по благоукрашению храма, из обители была привезена необходимая утварь для совершения богослужений. Иконы для Царских врат, а также образы Спасителя и Божией Матери в иконостасе были написаны преподавателем Иконописного отделения СПбДАиС В.Т. Ждановой. Поднебесная голубизна внутреннего пространства лисинской церкви, как и прежде, призывала верующих «Горе иметь сердца». Два огромных паникадила вновь освещали сияющий пасхальной радостью воскресший храм. Была благоустроена территория, клумбы высажены цветами, дорожки вокруг церкви искусно вымощены камнем, над дверями у входа в храм появились мозаичные иконы.

17 октября 2007 года Святейший Патриарх Алексий II благословил лисинскому храму духовное окормление работников лесных отраслей России, а 22 ноября 2007 года Указом управляющего Санкт-Петербургской епархией митрополита Владимира по благословению Святейшего Патриарха Алексия II храму во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня присвоен статус Главного храма работников лесного хозяйства.

Еще многое предстоит сделать, чтобы возрождающийся из тьмы и забвения шедевр отечественной храмовой архитектуры принял облик того чудесного творения, которое радовало сердца наших предков. Но уже сейчас в храме живет молитва, и на фоне изумительной природы он будто парит над небом, окруженный то теплым золотом осени, то серебристо-белой равниной снегов, то молодостью щебечущей зеленой листвы. Он снова радует всех, кто умеет любоваться прекрасным на этой земле, возвращая нашу память и наши сердца Богу.
Адрес храма:
187023, Российская Федерация, Ленинградская область, Тосненский муниципальный район, поселок Лисино-Корпус, ул. Советская, дом 1а.
Контакты:
Протоиерей Владимир Лущик: моб. тел. +7 (905) 256-23-12;
e-mail: vladimirlu@yandex.ru
Монахиня Силуана: моб. тел. +7 (921) 181-75-08.