Древняя притча повествует о странниках, путешествовавших по пустыне. Однажды, когда они остановились у колодца попить воды, они услышали голос, который повелел им наполнить свои карманы камнями, ибо на следующий день они будут радоваться и печалиться. Странники повиновались и сделали то, что повелел голос. На следующий день, проснувшись, они с радостью обнаружили, что их карманы оказались полны самых дорогих и прекрасных сапфиров и изумрудов. Но вслед за радостью странников посетила печаль. Они радовались, что обычные камни стали драгоценными; и они были опечалены, что накануне не собрали их больше.
То же самое можно сказать и об образовании: мы радуемся, что его получили, но печалимся, что не приобрели больше.
Знали ли вы о том, что существует добродетель, обозначаемая малознакомым нам сегодня словом «любомудрие»? В контексте образовательного процесса этому понятию больше всего соответствует слово «прилежание». Но, в свою очередь, значение русского слова «прилежание» тоже не самоочевидно и, если мы обратимся к этимологическим словарям, то обнаружим, что при всей простоте природа этого слова туманна – на первый взгляд, кажется понятным, что что-то должно при-лагаться к чему-то. Однако, что и к чему?
Интересно, что именно так и определяет это понятие католический богослов Фома Аквинат: любомудрие, пишет он, есть ревностное при-ложение к чему-либо ума. Это – богословское, схоластическое толкование, и примечательно, что оно не совпадает с семантическими коннотациями, с которыми связано «образование» и родственные ему понятия не только в русском, но и в других языках. Если мы попытаемся найти в русском языке синонимы к слову «прилежание», то первое, что, вероятно, мы вспомним, будет слово «усердие» - т. е. нечто, связанное с сердцем. Отзвуки этой взаимосвязи между обучением и сердцем мы найдем и в итальянском языке, где слово «помнить, запоминать» - ricordare – означает «возвращать сердцу». Во французском «наизусть» звучит как par coeur, в английском – by heart; и то, и другое буквально означает «через сердце» - запоминать сердцем, с помощью сердца.
Теперь значение сложного слова «любомудрие» становится яснее: мудрость, знание, это то, что обретается посредством возрастания в любви. Тот, кто в первую очередь научился любить Бога, тот и стал любомудрым, тот и приобрел подлинное знание, - пишет святитель Григорий Богослов.
Все это звучит так благочестиво, что, возможно, кому-то покажется не имеющим подлинного отношения к реальной жизни и уж тем более – к процессу образования. И поэтому я позволю себе остановиться на взаимоотношении знания и любви чуть подробнее.
Действие рассудка и действие любви проявляют себя по-разному. Постигая, интеллект делает это в категориях, которые ему известны. Если предметом размышления является нечто низшее, разум словно «одухотворяет» его, возвышая до уровня своего достоинства. Когда же мысль человека обращается к высшему, он в определённом смысле низводит его до уровня своего понимания – например, объясняя нечто ребенку, мы не только упрощаем свою речь, но даже можем перейти на лепет.
Наоборот, любовь заставляет самого человека устремляться за свои пределы – в бездну или в высоту. Любовь к тому, что недостойно любви, унижает достоинство человека и разрушает его. Речь не только о любви к чему-то порочному – речь о фетишизации сугубо научного, экспериментального знания. Это прекрасно видно на примере Дарвина, который в своих дневниках пишет следующее:
«Вот уже много лет, как я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки; недавно я пробовал читать Шекспира, но это показалось мне невероятно, до отвращения скучным. Я почти потерял также вкус к живописи и музыке. Вместо того, чтобы доставлять мне удовольствие, музыка обычно заставляет меня особенно напряженно думать о том, над чем я в данный момент работаю. У меня еще сохранился некоторый вкус к красивым картинам природы, но и они не приводят меня в такой чрезмерный восторг, как в былые годы.
…Эта странная и достойная сожаления утрата высших эстетических вкусов … поразительна… Кажется, что мой ум стал какой-то машиной, которая перемалывает большие собрания фактов в общие законы, но я не в состоянии понять, почему это должно было привести к атрофии одной только той части моего мозга, от которой зависят высшие [эстетические] вкусы…Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее — на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
Напротив, тот, кто устремляется любовью к высшему, преображается. Если мы любим музыку, мы подчиняем себя ее ритму и гармонии. Если мы любим иностранный язык, мы подчиняем себя его грамматике и синтаксису. Если мы любим Бога, мы проявляем послушание Его заповедям. Многие со школьной скамьи помнят имя Блеза Паскаля – французского математика, механика, физика, литератора, философа и богослова. Как-то раз один из его почитателей сказал ему: «Если бы у меня был такой мозг, как ваш, я был бы лучшим человеком, чем я есть». «Будьте лучшим человеком, чем вы есть, и вы приобретете такой же мозг, как мой», - ответил ему Паскаль.
Каждый из здесь присутствующих знает, как сложно взять в руки новую книгу, как трудно сподвигнуть себя заняться изучением чего-то нового. Это должно было бы навести нас на мысль, что что-то не так с нашей образовательной системой, если она не стимулирует любви к образованию. Оглядываясь сегодня вокруг, мы видим, какой колоссальный объем знаний аккумулировало человечество – наш коллективный интеллект развит как никогда. Почему же каждый из нас столь мало стремится к большему знанию, и почему знание в целом не делает человечество лучше? Может быть, это из-за того, что что-то не так с нашими сердцами?
Сказанное имеет отношение к образованию, предоставляемому детям за пределами их дома, но не в меньшей, если не в большей степени оно имеет отношение к образованию ребенка в семье, ибо право воспитания детей в первую очередь принадлежит не государству, а родителям. Никогда ранее в мире образование не было столь же всеобщим, как сегодня – и никогда ранее познание отдельных фактов не затуманивало познание истины, как сейчас. Никогда ранее уровень материальной жизни общества в целом не был столь высок – и никогда ранее бедность не была столь же распространена. Никогда ранее в руках людей не было сосредоточено столько же власти – и никогда ранее люди не имели столько же власти для уничтожения человеческой жизни. Проблема не в методах, которыми мы как человечество пользуемся для совершенствования своей жизни – проблема в цели, к которой устремлена наша жизнь. Это в особенности касается родителей, у которых часто отсутствует твердая система убедительных жизненных принципов, которыми они могли бы поделиться с детьми. Они держат в руках секстант, но не имеют над собой ни солнца, ни звезд, ориентируясь по которым они могли бы производить измерения и понять, где они находятся в этой жизни. Они обладают техническими навыками жизни, но не знают, куда устремлена их судьба. Перед ними лежит строительный материал, но они не знают, что из него строить, ибо не имеют чертежей. Не удивительно, что и дети с детства впитывают отсутствие незыблемых ориентиров.
Общество может принять участие в образовании, но дать эти ориентиры ребенку, посвятить его Богу могут только родители. Эта обязанность возложена на них Самим Богом, и потому они понесут ответственность за должное ее исполнение. Подобно Богородице Марии, принесшей Богомладенца Христа в Иерусалимский Храм, родители должны совершить это посвящение ребенка Богу, с младенчества воспитывая его в церковной жизни. С этого началось становление нашей страны от младенчества к духовной зрелости, когда, восхищенным величием византийского богослужения, потрясенным красотой константинопольского храма Святой Софии послам князя Владимира открылось небо, и они захотели быть причастниками той культуры, в недрах которой было посеяно семя христианской Истины, принесшее столь обильный и ни с чем не сравнимый плод. С этого же начинается и духовное становление каждой семьи, каждого человека. Без духовного воспитания нет посвящения, а без посвящения ребенок – словно потерявшая направление стрела, не знающая ни природы той силы, которой она отправлена в полет, ни цели, которой она стремится.
Завершая мое приветственное слово, в торжественный день славянской письменности и культуры, когда Церковь празднует память святого равноапостольного Кирилла, я бы хотела поделиться с вами фрагментом его жития, которое нашло поэтическое отражение в совершаемом сегодня богослужении, а также возвращает нас основной мысли моего выступления: мы подлинно знаем лишь то, что мы любим, и так как Бог – это источник всякой подлинной любви, то лишь устремляясь к Нему, в свете Его откровения мы обретаем подлинное знание и мудрость. Во втором тропаре канона, читаемого за сегодняшним богослужением, повествуется о чудесном сонном видении свт. Кирилла, когда он был еще отроком: «Бог, Которому от века известно все, еще во отрочестве твоем, Богомудрый Кирилл, предзнаменовал тебя любить Его Премудрость и служить ей, показав тебе во сне обручение твое с девою Софиею, София же толкуется как Премудрость».