НОВОСТИ
май 2022 года
1 мая

Антипасха. Неделя апостола Фомы (престольный праздник обители)

1 мая

Пасхальный праздник в Свято-Владимирской школе

3 мая

Радоница. Поминовение усопших

6 мая

В часовне иконы Благодатное Небо в аэропорту Пулково размещен синодик для поминовения

6 мая

Игумения София приняла участие в закладке именных кирпичиков в храм прп. Сергия Радонежского Военной Академии связи

6 мая

«Увенчай, Господи, лето Твоими благодеяниями»: В Воскресенской обители освятили посевы

7 мая

Продолжаются художественные восстановительные работы в монастыре

8 мая

Неделя святых Жен-Мироносиц

9 мая

Поздравление с Днем Победы от детей приюта Благодать

9 мая

Благодарственный молебен, поминовение усопших воинов и поздравление ветеранов

10 мая

День канонизации сщмч. Илариона Верейского

15 мая

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

15 мая

Курсанты помогают в благоустройстве обители

20 мая

Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

22 мая

Перенесение мощей святителя и чудотворца НИКОЛАЯ из Мир Ликийских в Бар - престольный праздник обители

22 мая

Памяти друга Новодевичей обители, настоятеля Афонской келии святителя Модеста, патриарха Иерусалимского - иеромонаха Авраамия

22 мая

Святейший Патриарх Кирилл передал настоятельнице Воскресенского Новодевичьего монастыря игумении Софии ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая

22 мая 2022 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

По окончании богослужения Святейший передал настоятельнице Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга игумении Софии ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая.

В этот же день святыня прибыла в обитель, где был совершен молебен великому угоднику Божию.
24 мая

В Свято-Владимирской школе прошли мероприятия в день славянской письменности и культуры

24 мая 2022 г. в Свято-Владимирской школе Воскресенского Новодевичьего монастыря прошли торжества, посвященные Дню славянской письменности и культуры в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Праздничный день предваряла Божественная литургия в Введенском школьном храме, за которой молились директор школы игумения София, гости, учащие, учащиеся и их родители, а также богомольцы монастыря. На богослужение был принесен ковчег с мощами святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, переданный игумении Софии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 22 мая 2022 г. в Храме Христа Спасителя в Москве для Новодевичьей обители.

В день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Святейший Патриарх Кирилл отмечает день своего тезоименитства. По словам патриарха Кирилла, ежегодно вспоминая святых братьев, Церковь чтит их как великих просветителей, которые несли славянам «культуру, язык, но делали это не в отрыве от нравственных и духовных ценностей, не в отрыве от самого главного - целеполагания человеческой жизни».

После богослужения состоялось торжественное открытие школьного празднества. Ансамбль студенток Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, кафедры Древнерусского певческого искусства, художественный руководитель -Тимуск София, дирижер -Андрюшина Мария, исполнили песнопения:

1. «Крест хранитель». Светилен. Болгарский распев.1730-1740гг.

2. «Апостоли от конец». Светилен. Демественное многоголосие. XVIII век.

3. «Явися Спас». Светилен. Партесная гармонизация.XVIII век.

С напутственным словом выступила директор школы игумения София, отметив в частности: «Общество может принять участие в образовании, но дать эти ориентиры ребенку, посвятить его Богу могут только родители. Эта обязанность возложена на них Самим Богом, и потому они понесут ответственность за должное ее исполнение. Подобно Богородице Марии, принесшей Богомладенца Христа в Иерусалимский Храм, родители должны совершить это посвящение ребенка Богу, с младенчества воспитывая его в церковной жизни. С этого началось становление нашей страны от младенчества к духовной зрелости, когда, восхищенным величием византийского богослужения, потрясенным красотой константинопольского храма Святой Софии послам князя Владимира открылось небо, и они захотели быть причастниками той культуры, в недрах которой было посеяно семя христианской Истины, принесшее столь обильный и ни с чем не сравнимый плод. С этого же начинается и духовное становление каждой семьи, каждого человека. Без духовного воспитания нет посвящения, а без посвящения ребенок – словно потерявшая направление стрела, не знающая ни природы той силы, которой она отправлена в полет, ни цели, которой она стремится».

С приветственным словом к присутствующим выступил гость мероприятия - депутат законодательного собрания г. Санкт-Петербурга Бороденчик Вячеслав Иванович.

После официальной части учащихся школы ждали различные тематические интерактивные секции: литературная, художественная, историческая, хоровая. Ребята совершили путешествие в страну славянской письменности и приняли активное участие в увлекательных конкурсах, играх, викторинах, творческих мастерских, музыкальных гостиных, а также познавательных уроках красноречия и каллиграфии.

В завершении праздничных торжеств духовник школы Алексий Красавин в сослужении диакона Кирилла Карася в присутствии игумении Софии, педагогов, учащихся и родителей освятили мозаичную икону «Христос и дети», расположенную на детской спортивной площадке Воскресенского Новодевичьего монастыря, где с большой радостью проводят время дети богомольцев монастыря, а также учащиеся Свято-Владимирской школы.
24 мая

Слово игумении Софии в день славянской письменности и культуры

Древняя притча повествует о странниках, путешествовавших по пустыне. Однажды, когда они остановились у колодца попить воды, они услышали голос, который повелел им наполнить свои карманы камнями, ибо на следующий день они будут радоваться и печалиться. Странники повиновались и сделали то, что повелел голос. На следующий день, проснувшись, они с радостью обнаружили, что их карманы оказались полны самых дорогих и прекрасных сапфиров и изумрудов. Но вслед за радостью странников посетила печаль. Они радовались, что обычные камни стали драгоценными; и они были опечалены, что накануне не собрали их больше.

То же самое можно сказать и об образовании: мы радуемся, что его получили, но печалимся, что не приобрели больше.

Знали ли вы о том, что существует добродетель, обозначаемая малознакомым нам сегодня словом «любомудрие»? В контексте образовательного процесса этому понятию больше всего соответствует слово «прилежание». Но, в свою очередь, значение русского слова «прилежание» тоже не самоочевидно и, если мы обратимся к этимологическим словарям, то обнаружим, что при всей простоте природа этого слова туманна – на первый взгляд, кажется понятным, что что-то должно при-лагаться к чему-то. Однако, что и к чему?

Интересно, что именно так и определяет это понятие католический богослов Фома Аквинат: любомудрие, пишет он, есть ревностное при-ложение к чему-либо ума. Это – богословское, схоластическое толкование, и примечательно, что оно не совпадает с семантическими коннотациями, с которыми связано «образование» и родственные ему понятия не только в русском, но и в других языках. Если мы попытаемся найти в русском языке синонимы к слову «прилежание», то первое, что, вероятно, мы вспомним, будет слово «усердие» - т. е. нечто, связанное с сердцем. Отзвуки этой взаимосвязи между обучением и сердцем мы найдем и в итальянском языке, где слово «помнить, запоминать» - ricordare – означает «возвращать сердцу». Во французском «наизусть» звучит как par coeur, в английском – by heart; и то, и другое буквально означает «через сердце» - запоминать сердцем, с помощью сердца.

Теперь значение сложного слова «любомудрие» становится яснее: мудрость, знание, это то, что обретается посредством возрастания в любви. Тот, кто в первую очередь научился любить Бога, тот и стал любомудрым, тот и приобрел подлинное знание, - пишет святитель Григорий Богослов.

Все это звучит так благочестиво, что, возможно, кому-то покажется не имеющим подлинного отношения к реальной жизни и уж тем более – к процессу образования. И поэтому я позволю себе остановиться на взаимоотношении знания и любви чуть подробнее.

Действие рассудка и действие любви проявляют себя по-разному. Постигая, интеллект делает это в категориях, которые ему известны. Если предметом размышления является нечто низшее, разум словно «одухотворяет» его, возвышая до уровня своего достоинства. Когда же мысль человека обращается к высшему, он в определённом смысле низводит его до уровня своего понимания – например, объясняя нечто ребенку, мы не только упрощаем свою речь, но даже можем перейти на лепет.

Наоборот, любовь заставляет самого человека устремляться за свои пределы – в бездну или в высоту. Любовь к тому, что недостойно любви, унижает достоинство человека и разрушает его. Речь не только о любви к чему-то порочному – речь о фетишизации сугубо научного, экспериментального знания. Это прекрасно видно на примере Дарвина, который в своих дневниках пишет следующее:

«Вот уже много лет, как я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки; недавно я пробовал читать Шекспира, но это показалось мне невероятно, до отвращения скучным. Я почти потерял также вкус к живописи и музыке. Вместо того, чтобы доставлять мне удовольствие, музыка обычно заставляет меня особенно напряженно думать о том, над чем я в данный момент работаю. У меня еще сохранился некоторый вкус к красивым картинам природы, но и они не приводят меня в такой чрезмерный восторг, как в былые годы.

…Эта странная и достойная сожаления утрата высших эстетических вкусов … поразительна… Кажется, что мой ум стал какой-то машиной, которая перемалывает большие собрания фактов в общие законы, но я не в состоянии понять, почему это должно было привести к атрофии одной только той части моего мозга, от которой зависят высшие [эстетические] вкусы…Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее — на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».

Напротив, тот, кто устремляется любовью к высшему, преображается. Если мы любим музыку, мы подчиняем себя ее ритму и гармонии. Если мы любим иностранный язык, мы подчиняем себя его грамматике и синтаксису. Если мы любим Бога, мы проявляем послушание Его заповедям. Многие со школьной скамьи помнят имя Блеза Паскаля – французского математика, механика, физика, литератора, философа и богослова. Как-то раз один из его почитателей сказал ему: «Если бы у меня был такой мозг, как ваш, я был бы лучшим человеком, чем я есть». «Будьте лучшим человеком, чем вы есть, и вы приобретете такой же мозг, как мой», - ответил ему Паскаль.

Каждый из здесь присутствующих знает, как сложно взять в руки новую книгу, как трудно сподвигнуть себя заняться изучением чего-то нового. Это должно было бы навести нас на мысль, что что-то не так с нашей образовательной системой, если она не стимулирует любви к образованию. Оглядываясь сегодня вокруг, мы видим, какой колоссальный объем знаний аккумулировало человечество – наш коллективный интеллект развит как никогда. Почему же каждый из нас столь мало стремится к большему знанию, и почему знание в целом не делает человечество лучше? Может быть, это из-за того, что что-то не так с нашими сердцами?

Сказанное имеет отношение к образованию, предоставляемому детям за пределами их дома, но не в меньшей, если не в большей степени оно имеет отношение к образованию ребенка в семье, ибо право воспитания детей в первую очередь принадлежит не государству, а родителям. Никогда ранее в мире образование не было столь же всеобщим, как сегодня – и никогда ранее познание отдельных фактов не затуманивало познание истины, как сейчас. Никогда ранее уровень материальной жизни общества в целом не был столь высок – и никогда ранее бедность не была столь же распространена. Никогда ранее в руках людей не было сосредоточено столько же власти – и никогда ранее люди не имели столько же власти для уничтожения человеческой жизни. Проблема не в методах, которыми мы как человечество пользуемся для совершенствования своей жизни – проблема в цели, к которой устремлена наша жизнь. Это в особенности касается родителей, у которых часто отсутствует твердая система убедительных жизненных принципов, которыми они могли бы поделиться с детьми. Они держат в руках секстант, но не имеют над собой ни солнца, ни звезд, ориентируясь по которым они могли бы производить измерения и понять, где они находятся в этой жизни. Они обладают техническими навыками жизни, но не знают, куда устремлена их судьба. Перед ними лежит строительный материал, но они не знают, что из него строить, ибо не имеют чертежей. Не удивительно, что и дети с детства впитывают отсутствие незыблемых ориентиров.

Общество может принять участие в образовании, но дать эти ориентиры ребенку, посвятить его Богу могут только родители. Эта обязанность возложена на них Самим Богом, и потому они понесут ответственность за должное ее исполнение. Подобно Богородице Марии, принесшей Богомладенца Христа в Иерусалимский Храм, родители должны совершить это посвящение ребенка Богу, с младенчества воспитывая его в церковной жизни. С этого началось становление нашей страны от младенчества к духовной зрелости, когда, восхищенным величием византийского богослужения, потрясенным красотой константинопольского храма Святой Софии послам князя Владимира открылось небо, и они захотели быть причастниками той культуры, в недрах которой было посеяно семя христианской Истины, принесшее столь обильный и ни с чем не сравнимый плод. С этого же начинается и духовное становление каждой семьи, каждого человека. Без духовного воспитания нет посвящения, а без посвящения ребенок – словно потерявшая направление стрела, не знающая ни природы той силы, которой она отправлена в полет, ни цели, которой она стремится.

Завершая мое приветственное слово, в торжественный день славянской письменности и культуры, когда Церковь празднует память святого равноапостольного Кирилла, я бы хотела поделиться с вами фрагментом его жития, которое нашло поэтическое отражение в совершаемом сегодня богослужении, а также возвращает нас основной мысли моего выступления: мы подлинно знаем лишь то, что мы любим, и так как Бог – это источник всякой подлинной любви, то лишь устремляясь к Нему, в свете Его откровения мы обретаем подлинное знание и мудрость. Во втором тропаре канона, читаемого за сегодняшним богослужением, повествуется о чудесном сонном видении свт. Кирилла, когда он был еще отроком: «Бог, Которому от века известно все, еще во отрочестве твоем, Богомудрый Кирилл, предзнаменовал тебя любить Его Премудрость и служить ей, показав тебе во сне обручение твое с девою Софиею, София же толкуется как Премудрость».
25 мая

Ковчег с мощами Святителя Николая Чудотворца побывал в Свято-Троицкой Сергиевой Пустыни