To main content
НОВОСТИ
май 2021 года
2 мая

Праздников праздник и торжество из торжеств. Пасха в Новодевичьем монастыре

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом.

«Воистинну, день воскресения Христова есть царь дней: ибо как от благотворной власти царя приемлют подданные безопасность, мир, достоинство; так от благотворной силы дня воскресения Христова приемлют все прочие дни безопасность и мир: ибо иначе мы были бы «страхом смерти чрез все житие повинни работ» (Евр.2:15); – приемлют достоинство: ибо каждый день рождения, жизни, смерти каждаго из нас, был бы достоин проклятия, если бы не благословились все они днем воскресения Христова. Может быть, для сего-то между прочим свет неблагословенных дней погас во мгновение смерти Иисус-Христовой, чтобы из Его смерти и воскресения возсиял новый свет дней благословенных, чудесным образом освещающий как все грядущие, так и все прошедшие веки. И прошедшие, говорю: ибо Авраам, за столь многие веки до дня воскресения Христова, наслаждался светом не тех дней, которые тогда видел, но сего дня, котораго по вере ожидал, как сказует сам Иисус Христос Иудеям: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой, и виде, и возрадовася» (Иоан. VIII. 56); видел же он сей вожделенный день особенно тогда, когда Исаака, в течение трех дней приносимаго в жертву в сердце намерением, наконец действительно на жертвеннике, на дровах всесожжения, под жертвенным ножем, под смертоносною рукою лежащаго, по выражению Апостола, в «притче прият» (Евр. XI. 19), то есть, вновь получил живаго, в предзнаменование будущаго из мертвых воскресения Христова, тридневнаго, после видимаго на кресте заклания и внутренняго всесожжения. А дабы день воскресения Христова освещал грядущие по нем дни и веки, смотрите, как дает ему неоскудевающий свет само Солнце правды – Иисус Христос, когда говорит сынам света, Апостолам: «паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Иоан. XVI. 22). Если никто не похитит сей радости: то очевидно, что она сиять будет во все грядущие дни и веки.»
Свт. Филарет Московский
9 мая

Антипасха. Престольный праздник Воскресенского собора

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья.

Антипасха — воскресенье, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспомниание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день (Ин.20:26); а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня)

Антипасха- престольный праздник Воскресенского собора. В этот день праздничное богослужение возглавил владыка Силуан - епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии. По завершении Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг обители.

Фотогалерея
11 мая

Радоница в Воскресенском Новодевичьем монастыре

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда).

Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи), Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи.
Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших.
В день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир.

В 2021 году Радоница выпала на 11 мая, в этот день в Воскресенской обители после Литургии была совершена панихида, и Лития на Новодевичьем кладбище.
12 мая

Поездка в Малоярославецкий Свято-Никольский женский монастырь

14 мая

Установка мозаичной иконы св. бл. вл. кн. Александра Невского на фасад колокольни

15 мая

Продолжаются работы по воссозданию мозаик Казанского храма

16 мая

«По страсти шедша во гроб жены, во еже помазати тело Твое, Христе Боже»: день памяти свв. Жен-мироносиц

Во второе воскресенье после Пасхи Русская Православная Церковь чтит память святых жен-мироносиц — Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных.

Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес.

«Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидали и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28), и уже ничто не могло разлучить их с Господом.

Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.»

Свт. Феофан Затворник

Фотогалерея
16 мая

Божественная литургия и праздничный концерт в праздник свв. Жен-мироносиц в Свято-Владимирской школе

18 мая

Продолжаются работы по воссозданию колокольни Новодевичьего монастыря

19 мая

Освящение мозаичной иконы св. бл. вл. кн. Александра Невского на фасаде колокольни

19 мая

Игумения София обсудила с вице-президентом Паралимпийского комитета России вопросы сотрудничества

20 мая

Весенние посадки в Новодевичьем монастыре

21 мая

Продолжаются работы по реставрации Казанского храма

21 мая

«Воистину ты явился еси истинен друг и наперстник велик Учителю Христу»: День памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова

21 мая в Воскресенском Новодевичьем монастыре молитвенно почтили память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Накануне дня памяти было совершено всенощное бдение. Божественную литургию возглавил старший священник обители иерей Дионисий Харин.

В Воскресенском соборе хранится ковчег с частицами мощей святых апостолов от 12-ти, в чье число входит и любимый ученик Господа, апостол любви - Иоанн Богослов.

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»
Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Фотогалерея
22 мая

«Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется»: престольный праздник придела свт. Николая Чудотворца

22 мая Православная Церковь отмечает Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

В начале 1080‑х годов малоазийский город Миры Ликийские, в котором находился монастырь святого Николая Чудотворца и его мощи, был захвачен турками-сельджуками. По преданию, одному из священников итальянского города Бари явился святой Николай и попросил спасти его останки от поругания. Эту миссию взяли на себя барские купцы, закупавшие пшеницу в Антиохии. На обратном пути, опередив венецианцев, которые также намеревались захватить мощи, они вывезли святыню с собой. Одни источники сообщают, что им пришлось для этого связать четырех монахов, охранявших гробницу. Другие — что двое из монахов даже сопровождали мощи в Италию. В Бари святые останки прибыли 9 мая, и «Римский же папеж Герман, и епископи вси, и граждане вси, и людие вси праздник сотвориша в тот день и похвалу, юже творят в той день святому людие вси и до сего дни».
Источник aquaviva.ru

Накануне дня памяти перенесения мощей свт. Николая было совершено торжественное всенощное бдение в приделе Воскресенского собора, освященного в честь великого угодника Божия.
На престольном празднике Божественную литургию возглавил старший священник обители иерей Дионисий Харин, пел сестринский хор.

Фотогалерея
22 мая

«Увенчай, Господи, лето Твоими благодеяниями»: В Воскресенской обители освятили посевы

23 мая

Неделя о расслабленном, день памяти святого апостола Симона Зилота

«Сей святой Симон происходил из Каны галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери, так как город Кана отстоял на небольшом расстоянии от Назарета. Когда Симон справлял торжество по случаю своего вступления в брак, то на это торжество он пригласил и Господа, с Его учениками, и Пречистую Матерь. Но так как для гостей недостало вина, то Господь претворил воду в вино (ср. Ин.2:1–11). Будучи поражен таким чудом, жених уверовал в Господа Иисуса Христа, как Бога истинного и, оставив брачное торжество и тот самый дом, последовал с усердием за Господом Иисусом; поэтому он и был прозван Зилотом, или ревнителем, так как разжегся столь великою ревностью, что оставил ради любви к Христу и свою невесту, и все свои привязанности, уневестив душу свою Жениху Небесному. За это Симон был причтен к сонму учеников Христовых и к лику святых двенадцати апостолов.
Когда на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде языков огненных, то они получили дар языков, так что могли проповедать Евангелие всем народам; и Симон вместе с прочими одиннадцатью апостолами сподобился получить Духа Святого. Получив Духа Святого, он отправился с проповедью о Христе по разным странам, прошел Египет, Мавританию, Ливию, Нумидию, Киринию и Абхазию. Был он также и в Британии. Здесь он просветил верою Христовою многих язычников, неведавших Христа, за что и был распят неверными и окончил жизнь свою мучением, подобным мучению крестному, которому был предан Иисус Христос»
Источник: Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского.

Известно премудрости учения, в душах благочествующих положшаго, во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: престолу бо славы ныне предстоит, и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.
Кондак ап. Симону Зилоту
23 мая

«Когда двое становятся одним»: венчание бывшей насельницы приюта Благодать Елены и Алексея

Первой насельницей приюта Благодать в Новодевичьем монастыре стала Елена. С нее началась его история.
Было это 15 лет назад. Лене помогли забрать первого ребёнка из детского дома. В то время она была беременна и благодаря поддержке она решила не делать аборт и родила вторую дочку. С каждым годом ее жизнь становилась более стабильной и благополучной. В приюте стали появляться и другие нуждающиеся в помощи мамы. Елена стала активно принимать участие в работе как волонтёр, понимая, как это необходимо для таких же мамочек как она. Посещая церковные службы с детьми, она укреплялась в вере и надеялась на создание крепкой и счастливой семьи. С ее появлением началось очень необходимое направление помощи выпускникам сиротских учреждений, имеющих маленьких детей.
Через некоторое время Елена встретилась с Алексеем, бывшим воспитанником того же детского дома. Они полюбили друг друга и он сделал ей предложение. Было всё как у людей: девичник, регистрация, белое платье, праздничная трапеза. И через некоторое время после свадьбы Бог ответил на их молитвы и Елена забеременела. Венчание - это то, о чём они мечтали, это печать Божией любви в их многодетной семье, уверенность, что Бог слышит молитвы и даёт каждому в своё время, стоит только верить и ждать.
В праздничный день после Божественной Литургии в Воскресенском соборе игумения София благословила Елену и Алексея иконами Спасителя и Божией Матери. Чин венчания совершил протоиерей Николай Волков в Введенском храме. На венчании присутствовали все насельники приюта.
24 мая

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси КИРИЛЛА

В день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла в Воскресенском соборе за Божественной литургией протоиерей Владимир Лущик произнес особую ектенью о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле в день его тезоименитства. По окончании богослужения Святейшему Патриарху возгласили многолетие.
29 мая

Крестный ход и лития в день преставления основательницы монастыря игумении Феофании (Готовцевой)

29 мая после Божественной литургии из Воскресенского собора с пасхальным песнопением «Христос Воскресе из мертвых» прошел крестный ход в Афонский храм. Там у раки с мощами основательницы монастыря игумении Феофании (Готовцевой) была совершена лития в день ее преставления. В своей проповеди после богослужения протоиерей обители Владимир Лущик рассказал о трудах и непрестанном уповании на помощь Божию матушки Феофании. Обращаясь к ней сестры чувствуют ее заступничество и помощь в возрождении обители.
29 мая

«Чем ночь темней, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог»: к 200-летию со дня рождения русского поэта А. Н. Майкова

29 мая Воскресенским Новодевичьим монастырем в добром соработничестве с Ленинградским областным отделением Союза писателей России было организовано мероприятие, приуроченное к 200-летию со дня рождения русского поэта А. Н. Майкова, который похоронен на Новодевичьем кладбище.

У могилы поэта старшим священником обители, преподавателем Санкт-Петербургской Духовной Академии - отцом Дионисием Хариным была совершена заупокойная лития в память о Аполлоне Майкове. Затем прозвучали добрые слова в адрес поэта и его стихи. Память русского православного литератора, в первую очередь, важно было почтить именно духовно.

Глубоко верующий христианин, Аполлон Николаевич, по выражению К.П. Бестужева-Рюмина, старался «вознестись к высшему религиозному началу и в нём слиться со своим народом». Подобно Тютчеву, поэт считал Россию «по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа».

В мероприятии участвовали поэты и писатели, члены Ленинградского областного отделения Союза писателей России: Сергей Порохов, Наталия Лодеева, Екатерина Кирилова, Лариса Киселева, Елена Рябова, Николай Зайцев, Любовь Федунова. Также присутствовала большая делегация из Сиверского городского поселения, где скоро, в день юбилея поэта 4 июня 2021 года, планируется установка и открытие его бюста. На могилу Аполлона Николаевича на Новодевичьем кладбище были возложены венки от коллектива библиотеки им. А.Н. Майкова, которая носит его имя, от Администрации Сиверского городского поселения и Совета ветеранов, а также цветы от представителей общественности и жителей Сиверской. Теплые слова были произнесены заведующей библиотекой — Светланой Спиридоновой и другими гостями.

Освещать это событие приехала съемочная группа православного телеканала «Союз».

После памятной церемонии отец Дионисий провел для всех желающих замечательную экскурсию по Новодевичьему монастырю с посещением Воскресенского собора. Желающие также посетили монастырскую лавку и трапезную.

Этот майский день был солнечным не только погодой, но и дружеским единодушием всех собравшихся.

От Союза писателей России игумении Софии передана Благодарственная грамота за подписью председателя правления Союза писателей России Николая Иванова, также благодарственное письмо от Ленинградского областного отделения Союза писателей России было вручено отцу Дионисию.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
А. Н. Майков считал своим литературным крестным Тютчева, могила которого также находится на Новодевичьем кладбище;
Аполлон Николаевич был крестным отцом детей Федора Михайловича Достоевского.
К роду Майковых принадлежал русский святой, основатель нестяжательства, мученик и церковный писатель Нил Сорский (в миру Нил или Николай Майков).
А. Н. Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета, где изучал древнегреческую и римскую историю. С 1844 года он становится помощником библиотекаря при Румянцевском музее, а с 1852 года и до конца жизни служил цензором, а затем председателем комитета иностранной цензуры, т.е. в том самом месте, где служил его друг Ф.И. Тютчев. Как глава учёного комитета иностранной цензуры Майков состоял также членом учёного комитета Министерства народного просвещения. В 1853 году Академия наук избрала его членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности, а Киевский университет почётным членом.
Он многократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.
Во Франции Майков слушал лекции в Сорбонне и в College de France.
В Праге Майков познакомился с деятелями чешского и славянского просвещения Ганкой и Шафариком. Знакомство со славянским миром и его юридическими памятниками дало Аполлону Николаевичу материал для его кандидатской диссертации "О первоначальном характере законов по источникам славянского права".
30 мая

«Возжада душа моя к Богу крепкому, живому»: Неделя о самаряныне

В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с женщиной-самаряныней. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы, ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.

Перед иудеями Господь совершил множество чудес. И они, хорошо знавшие Писание, требовали знамений, что Он истинный Бог. Почему же самарянка, которая не знала Св. Писания, сразу в Него уверовала? Когда Господь указал ей на ее греховность, она сразу признала себя грешницей. Это начало покаяния... И это открыло ей глаза, ибо покаяние открывает двери познания Бога. Знание Бога может быть только внутреннее, сердечное. Никакое внешнее знание христианских истин не приближает к Богу, приближает только покаяние.

«Человек, если ты когда-нибудь подумаешь, что физическая пища и физическое питие могут накормить и напоить душу твою, значит, ты стоишь на одной ступени со скотами домашними и зверями лесными. Если ты перешагнул эту ступень и надеешься, что душу твою могут накормить и напоить мудрость человеческая и красота мира сего, значит, ты стоишь на ступени полуопытных и полузрелых. Как та первая мысль безумна, так и эта вторая надежда бесплодна. Ибо на сей второй ступени ты принимаешь рычание и стон жаждущего мира за песню и веселье, пытаясь с помощью чужой жажды заглушить свою. Если же ты перешагнул и эту вторую ступень и почувствовал жажду невыразимую, кою не может утолить никакая мирская лужа, кою не может утолить и весь океан вселенной, тогда ты действительно опытный и зрелый человек, истинный человек. Только на сей ступени неутолимой, Давидовой жажды душевной ты уразумеешь сегодняшнее Евангельское чтение в полном его смысле.»
Из собрания творений святителя Николай Сербского (Велимировича)

Фотогалерея
30 мая

В преддверии дня защиты ребенка благотворители организовали поездку в зоопарк и праздничную трапезу для насельников приюта Благодать