НОВОСТИ
июль 2025 года
1 июля

Игумения София посетила с инспекционной комиссией Синодального Отдела по монастырям и монашеству монастыри Сыктывкарской епархии

4 июля

На Новодевичьем кладбище восстановлены утраченные могилы и отреставрированы и изготовлены надгробия членов
Академии художеств

На Новодевичьем кладбище Руководство Российской академии художеств приняли участие в восстановлении утраченных могил и реставрации и изготовлении надгробий членов Академии художеств: Басина Петра Васильевича, Майкова Николая Аполлоновича и Лагорио Льва Феликсовича.

Басин Петр Васильевич (1793-1877) – русский религиозный, исторический и портретный живописец, заслуженный профессор Императорской Академии художеств.
Петр Васильевич известен как автор полотен на религиозные и исторические сюжеты – в 1818 году за картину «Христос изгоняет из храма торгующих» ему вручили большую золотую медаль. Художник получил известность благодаря своим монументальным работам в храмах.
В Исаакиевском соборе П. Н. Басин создал до сорока образов и картин религиозного содержания и из всех художников, работавших в соборе, выполнил наибольший объем росписей. Также он дописывал эскизы Карла Брюллова на плафоне главного купола собора, создал композицию «Нагорная проповедь» над южными дверями, «Лобзание Иуды» и «Несение креста» на центральном аттике (там же дописывал за Брюлловым «Се человек» и «Бичевание»), полностью расписал приделы св. Александра Невского и св. Екатерины.
В Казанском соборе Басин написал «Введение во храм», в церкви Академии художеств создал запрестольный образ «Сошествие Святого Духа на апостолов», для церкви Зимнего дворца написал «Воскресение Христово».
При работах по созданию пяти иконостасов для Воскресенского собора Новодевичьего монастыря игумения Феофания (Готовцева) обращалась за помощью в Академию художеств, добиваясь совершенства при создании священных изображений. Среди откликнувшихся был и профессор Басин, который не только доставил несколько прекрасных эскизов и образов своей работы, но и сам приезжал в монастырь посмотреть, как идут работы.
В конце жизни художник создал эскизы для фресок в натуральную величину для росписей московского храма Христа Спасителя, но сам не смог их воплотить в церкви по причине прогрессирующей болезни глаз. В числе наиболее известных учеников Басина: Николай Ге, Карл Гун, Павел Чистяков.

Майков Николай Аполлонович (1794-1873) – исторический живописец, академик живописи Императорской Академии художеств.
Родился в семье директора Императорских театров А.А. Майкова, был отцом поэта А.Н. Майкова, журналиста и критика В.Н. Майкова, историка литературы Л.Н. Майкова.
Николай Аполлонович воспитывался в Санкт-Петербургском Втором кадетском корпусе, во время Отечественной войны 1812 года был ранен в Бородинском сражении, награжден орденом св. Владимира 3-й степени с бантом. В 1821 году вышел в отставку в чине майора и посвятил себя живописи.
В 1835 году создал запрестольный образ «Вознесение Богоматери» для церкви Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, за который по личному повелению императора Николая I удостоен звания академика Императорской Академии художеств.
В 1843 году получил заказ выполнить восемнадцать образов для иконостаса придела св. Александра Невского в Исаакиевском соборе, при освящении которого был награжден орденом св. Станислава 2-й степени.
Н. Майков имел многочисленные заказы на исполнение картин на евангельские сюжеты и образов для церковных иконостасов, писал для столичных и провинциальных церквей. Им созданы иконы «Сошествие Св. Духа», «Богоявление» и «Поклонение волхвов» для малой церкви Зимнего дворца, «Моление о чаше» для подмосковного имения С.В. Панина. В начале 1850-х годов художник создал образа для иконостасов церквей св. Николая Чудотворца и св. Владимира в Севастополе. Произведения Майкова хранятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.
Умер Н. Майков 23 августа 1873 года в Петербурге, похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

7 июля

РОЖДЕСТВО честного славного ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ и КРЕСТИТЕЛЯ Господня ИОАННА

8 июля

Продолжается реставрация и благоукрашение обители. Для храма во имя иконы Всех Скорбящих Радость создана мозаика

8 июля

Поздравление с Днем семьи, любви и верности от Медведевой С.В.

9 июля

Руководитель швейных мастерских Агафонова Татьяна награждена медалью св. ап. Петра за усердное служение святой обители

10 июля

Для придела Воскресенского собора написана икона Всех святых

10 июля

Молебен в Доме паломника в день памяти прп. Сампсона Странноприимца

12 июля

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

14 июля

Панихида на могиле инокини Исидоры (странницы Дарьюшки)

15 июля

АХТЫРСКОЙ иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ

18 июля

Обретение честных мощей преподобного СЕРГИЯ, игумена Радонежского

20 июля

В канун праздника обретения Казанской иконы Божией Матери митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском храме Новодевичьего монастыря

В канун праздника обретения Казанской иконы Божией Матери, 20 июля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском храме Новодевичьего монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили старший священник обители иерей Дионисий Харин, клирики и другие священнослужители.

Среди молящихся была настоятельница монастыря игумения София с сестрами.

"Про явление Казанской иконы Божией Матери в своей книге написал Святейший Патриарх Гермоген, который изучал эту историю, будучи казанским священником, а затем митрополитом, - сказал владыка в проповеди. - Все началось с того, что в 1555 году войска под руководством Иоанна Грозного взяли Казань. Заканчивалось татаро-монгольское иго с набегами врага на Москву, на центральные области. Эти земли вошли в состав Русского государства. Началось заселение Казани и окрестностей русскими людьми, сначала стрельцами, потом купцами, крестьянами. Но все Среднее Поволжье было либо языческим, либо мусульманским. Его население сильно сопротивлялось распространению православной веры. Центральная церковная власть посылала туда лучших миссионеров: это были святитель Гурий, первый архиепископ Казанский, архимандрит Гермоген, будущий митрополит, архимандрит Варсонофий, это мой святой, будущий Тверской епископ, - его туда послали как знатока татарского языка, чтобы основал в Казани монастырь. Но миссия давалась трудно. Чтобы эти народы поверили в истинного Бога, нужно было какое-то чудо. И оно совершилось. В 1579 году большой пожар охватил Казань. Половина домов сгорела. Люди расчищали места, где стояли их жилища. Стрелец Данила Онучин тоже расчищал место сгоревшего дома, чтобы построить новый. Его дочери Матроне стала являться Божия Матерь: Она просила, чтобы нашли на пожарище Ее икону. Поначалу взрослые не верили, что девочке являлась Богородица, не обращали внимания на ее слова. Но когда это произошло несколько раз, решили проверить - стали копать на указанном Царицей Небесной месте. Там действительно оказалась икона, которая при пожаре осталась невредима. Об этом стало известно церковным и светским властям, начались крестные ходы, исцеления от обретенной святыни. Люди стали почитать эту икону и постепенно приходить к истинному Богу. А дата ее обретения, 8 июля по старому стилю, стала основанием сегодняшнего праздника".

"Еще один праздник Казанской иконы Божией Матери Церковь отмечает 4 ноября, когда мы вспоминаем изгнание поляков из Москвы в 1612 году, - продолжил архипастырь. - До этого празднование этой иконе было только в Казани. Потом, когда о ней стали узнавать больше, она стала распространяться по всей России, особенно на восток, куда двинулись русские войска, завоевывая территории до Тихого океана. Пришла она и в имперскую столицу: царь Петр Первый, заботясь о духовном наполнении основанного им Санкт-Петербурга, привез сюда один из списков чтимой иконы. Казанский собор был построен в честь нее. Этот образ и сейчас там хранится, праздник отмечается 22 октября по старому стилю, когда Казанская икона стала почитаться как общероссийская святыня, и народ стал прибегать к ней, особенно в трудные времена, когда нависала опасность над Отечеством. Заступничество Богородицы по молитве перед иконой Ее Казанской можно проследить во всей истории России. Она шла с войсками и князя Дмитрия Пожарского, и полководца Михаила Кутузова. Многие военачальники брали ее с собой, молились перед ней. И Матерь Божия откликалась, помогала защитникам Ее дома, потому что Россия - это дом Пресвятой Богородицы".

"Только мы, православные, правильно почитаем Божию Матерь. Для нас большая милость, что в Новодевичьем монастыре есть такой прекрасной собор, посвященный Ее Казанской иконе, к которой мы должны всегда приходить и, преклоняя колени, просить у Нее помощи и заступления. Сегодня мы слушали канон, в котором Казанская икона названа Одигитрией, что значит "Путеводительница". Она ведет нас по пути спасения. Если Россия будет молиться Божией Матери, то станет самой сильной и просвещенной страной в мире. Для этого нужно не отступать от своей веры. Как наши предки молились, так и мы должны просить Небесную Владычицу о предстательстве, читать Ей молитвы, акафисты. Тогда Она постоянно будет с нами, в нашем сердце, и вместе со Своим Сыном поведет нас по пути спасения", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.


Храму была подарена икона святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Матушке Софии преподнесен наперсный крест с украшениями.

Верующим раздали иконки Божией Матери Иверской.

Источник: https://mitropolia.spb.ru
21 июля

ЯВЛЕНИЕ иконы ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ во граде Казани.
Престольный праздник монастыря.

23 июля

По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия генеральному директору Ленэнерго вручена медаль св. Апостола Петра

23 июля

Настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игумения Маргарита встретилась с игуменией Софией и обсудила развитие паломнического Северного Русского Пути

23 июля

Обретение мощей священномученика ИЛАРИОНА, архиепископа Верейского

25 июля

Продолжаются работы по воссозданию храма Всех скорбящих Радость

27 июля

В обитель на несколько часов был принесен ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного

28 июля

Наместника Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения продолжают удерживать в СИЗО несмотря на окончание срока действия меры пресечения

17 июля 2025 года состоялось очередное заседание Славянского горрайонного суда Донецкой области. Хотя остались нерассмотренными ряд ходатайств стороны защиты, судья Т.А. Хаустова предоставила слово прокурору, чтобы он зачитал свое ходатайство о продлении наместнику Успенской Святогорской лавры митрополиту Святогорскому Арсению меры пресечения в виде содержания под стражей еще на два месяца, сообщает сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству со ссылкой на официальный канал Святогорской лавры на платформе Яндекс.Дзен.
Из-за нарушения судьей принципов состязательности и процессуального равенства сторон, а также процедуры ведения заседания адвокаты заявили ей об отводе.
На следующий день в Славянском суде состоялось заседание по вопросу отвода судьи Т.А. Хаустовой. Вел его замглавы суда И.Ю. Фалин. В прошлом году он, также рассматривая отвод, написал в постановлении, что является следственным судьей, а следственный судья не имеет права рассматривать отвод. В этот раз, несмотря на свою некомпетентность и отсутствие адвокатов (они не были уведомлены о заседании), И.Ю. Фалин рассмотрел заявление об отводе и отклонил его. При этом судья совершил ряд иных грубых дисциплинарных проступков, и из текста постановления очевидно, что он явно некомпетентен.
В 10.00 21 июля Т.А. Хаустова начала заседание суда по рассмотрению ходатайства прокурора о продлении митрополиту Арсению меры пресечения. Сторона защиты не смогла участвовать в заседании, поскольку не была уведомлена о нем. Владыка Арсений отказался участвовать в слушании без адвокатов. Судья предложила вызвать адвоката из системы бесплатной правовой помощи на отдельное процессуальное действие. Владыка согласился с условием, чтобы юрист прибыл к нему в СИЗО и был рядом с ним.
Заседание прервали до 12.30, когда не в СИЗО, а в зал суда прибыла государственный адвокат Е.А. Мирошникова-Заглинская. Об этом также не сообщили адвокатам, при этом секретарь суда в своем докладе описала, что все они были уведомлены надлежащим образом.
По требованию митрополита Арсения ему была предоставлена возможность отдельно пообщаться с защитницей. В ходе беседы (которая должна была быть конфиденциальной, но была слышима всем участникам заседания) выяснилось, что адвокат не ознакомлена с материалами дела и не связывалась с постоянными адвокатами владыки. При этом она заявила, что для ее участия в заседании достаточно ее 16-летнего стажа юриста. Также адвокат утверждала, что ходатайство содержит приложения, которых не было, не проявляла эмпатии к подзащитному и демонстрировала свою полную солидарность с позицией обвинения.
Прибывший в СИЗО для встречи с владыкой один из его адвокатов узнал, что идет суд, и стал свидетелем «конфиденциальной» беседы владыки Арсения и государственного адвоката. Е.А. Мирошникова-Заглинская явно пыталась ввести архиерея в заблуждение, нарушая закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», Правила адвокатской деятельности и Стандарты предоставления бесплатной правовой помощи.
Прибывший адвокат указал суду на то, что стороной защиты было подано новое заявление об отводе Т.А. Хаустовой, так как предыдущее было рассмотрено некомпетентным судьей. Заседание было завершено.
Через 50 минут судья И.Ю. Фалин вновь открыл заседание по рассмотрению вопроса об отводе Т.А. Хаустовой. По настоятельному требованию владыки Арсения и адвоката был разрешен звонок другим защитникам владыки, и к заседанию присоединились еще два адвоката.
Во время заседания стало плохо и владыке Арсению, и находящемуся рядом с ним адвокату. В этот день наместник лавры оставался семь часов без пищи, воды и лекарств, а также без свежего воздуха — на время участия в судебных заседаниях по видеосвязи он находится в отведенном для этого непроветриваемом помещении СИЗО. Несмотря на состояние владыки Арсения и его адвоката, судья не хотел прерывать заседание, пока на защиту архиерея не встали сотрудники СИЗО. Заседание закрыли после 17.00, продолжение назначили на следующий день.
22 июля И.Ю. Фалин отказал в отводе Т.А. Хаустовой.
Поскольку 21 июля окончился срок действия предыдущей меры пресечения в виде содержания митрополита Арсения в СИЗО, сторона защиты подала в Чечеловский районный суд Днепра, в юрисдикции которого находится следственный изолятор, заявление о немедленном освобождении наместника лавры из-под стражи.
Заседание суда в Днепре началось 23 июля в 14.00 и продлилось менее получаса, включая пребывание судьи в совещательной комнате. В освобождении владыки Арсения было отказано. Решение суда обжалованию не подлежит.
Таким образом, судебного решения о продлении содержания владыки Арсения под стражей или изменении меры пресечения на несвязанную с заключением еще не принято. Наместник лавры остается в СИЗО без судебного решения уже во второй раз: прошлым летом он находился в СИЗО без судебного решения 17 суток.
Следующее заседание Славянского суда (с председательствующей судьей Т.А. Хаустовой) должно состояться 1 августа.
Владыка Арсений находится в Днепровском СИЗО с 25 апреля 2024 года.
Братия просит молитв о заключенном митрополите Арсении и насельниках лавры.

Источник: Патриархия.ru
28 июля

Игумения София поздравила председателя Попечительского совета Свято-Владимирской школы Турчака Анатолия Александровича с Юбилеем. По благословению митрополита Варсонофия Анатолий Александрович был удостоен епархиальной медали.

31 июля

Ковчег с мощами святителя Николая прибыл в Пермь для поклонения верующим