Написать эту статью о церковном погребении и поминовении усопших меня побудили наблюдения за практикой, которую я наблюдаю в реальностях современного мира. Многие факты, которые я узнаю из тех или иных источников, о том, каким именно образом сегодня прощаются с усопшими в крупных городах, в частности в Твери, заставляют меня со скорбью констатировать: во многих случаях память человека обесценивается, а часто это случается не без помощи похоронных агентств, которые, будучи призваны взять на себя организацию похорон и провести их достойно, с глубочайшим почтением к усопшему и его родственникам, довольно часто превращают это великое действо в бизнес, который подчиняется законам бизнеса, когда всё нужно сделать максимально быстро, с минимальными издержками и должной прибылью.
Так, недавно от священнослужителей Тверской епархии я узнал, что одно из крупнейших похоронных агентств выделяет священнику для отпевания в морге 15 минут, что само по себе является издевательством над церковным чином погребения и пренебрежением к памяти покойного и к чувствам его родственников. Для того чтобы разъяснить, почему я считаю так, хочу рассказать немного о практике церковной молитвы об усопших в Православной Церкви и о том, почему это чрезвычайно важно как для самого покойного, так и для его родственников и близких людей.
Почему погребение усопших — важная часть жизни верующих людей Христиане с самых ранних времен всегда придавали особенное значение погребению своих усопших сродников, друзей и вообще братьев и сестер во Христе. Конечно, особенные погребальные церемонии были и до христианства, и после него, но христиане вкладывали в это действо совершенно особенный смысл. Можно сказать, что погребение усопших в христианском смысле — это рождение человека в новую жизнь, его рождение в Царствии Небесном, приготовление к общему воскресению мертвых, которого мы, согласно Символу веры, ожидаем с надеждой.
Вся человеческая жизнь для христианина — это лишь предисловие к книге вечной жизни. А значит, момент смерти — это самое важное событие, которое вообще может случиться с человеком. Мы отмечаем многие прижизненные события особенно: рождение ребенка, крестины, его свадьбу, дни рождения и прочие события, что, безусловно, является доброй традицией и помогает нам осознавать важные вещи в жизни, отдавать себе отчет в прошедшем времени и задумываться о своем духовном состоянии. Но смерть — это то событие, к которому и, можно сказать, ради которого мы живем в этом мире, совершаем свое духовное делание, творим добрые дела, создаем новое, становимся лучше.
Я был на многих похоронах. Чаще всего на похоронах верующих людей, священнослужителей, монахов. И могу сказать, что погребение, совершаемое Церковью над усопшим церковным человеком, несмотря на всю горечь и боль расставания, — это всё же светлое событие, наполненное надеждой на скорую встречу, наполненное верой в любовь Творца мира, ожиданием будущей вечной жизни. Такие достойные проводы христианина в мир иной часто становятся торжеством веры и духа. Именно таким было погребение Святейшего Патриарха Алексия II, архимандрита Матфея (Мормыля), архимандрита Кирилла (Павлова), наших священнослужителей — протоиерея Валерия Ильина, протоиерея Игоря Седова и многих других, в числе которых монахи и миряне. Таким должно бы быть погребение каждого христианина, перешедшего в иной мир, где жизнь бесконечная.
К величайшей печали, большинство похорон в наше время проходит практически по-светски, когда человека провожают в последний путь без молитвы либо с молитвой лишь формальной, весьма поспешной, как неким ритуалом минут на пятнадцать, как бы положенным в нашей «культурной» традиции.
Смерть и погребение верующих Помню из детства, да и из практики жизни, как совершались погребения наших бабушек и дедушек, верующих людей, живших общинной жизнью, чаще всего — в деревнях. Во-первых, они, конечно, готовились к этому событию как к главному событию в жизни. Понимая и, может быть, чувствуя близкую кончину, они старались привести дела в порядок. Это касалось не только незавершенных дел, наоборот, многое они только начинали. Приводили в порядок дом, двор и огород, чтобы после них всё досталось следующим живущим в лучшем виде. Откладывали средства на достойные похороны и поминовение. Готовили сами себе погребальную одежду, в церкви заранее приобретали освященные свечи, погребальное покрывало, крест в руки, иконку, венчик и разрешительную молитву, откладывали средства на помин души в храмах и монастырях. Некоторые наши прихожане и сейчас так же поступают. Хорошо помню, как верующие люди того времени завещали ни в коем случае не нести к ним на могилы венки, не заказывать оркестры, а сделать самое главное — пригласить перед погребением тех, кто почитает у гроба в течение ночи или двух Псалтирь, попоет для утешения родных духовные канты. Затем звали священника и певчих для совершения отпевания. Стремились примириться со всеми, с кем были какие-либо недосказанности или взаимные обиды. Начинали чаще ходить в церковь, молиться дома, готовя себя к Вечности, исповедались и причащались.
Не всегда в те времена возможно было отпеть человека в храме, так как храмы были очень далеко, и отпевание проходило дома. Как и крестили в те времена тоже нередко дома, тайно. Теперь повсюду есть возможность сделать всё так, как подобает православному человеку. Христианский путь начинается в храме: в храме происходит Крещение человека, Миропомазание, в храме люди венчаются, пожелавшие посвятить себя Богу постригаются в монашество, в храме становятся диаконами и священниками, освящаются через Таинства Покаяния, Причащения, Елеопомазания. Через храм проходит вся земная жизнь христианина, в храме она и должна заканчиваться.
Вернусь к той практике, которую я сам застал в детстве и юности. Попрощаться с усопшим приходила чуть ли не вся деревня, многие, наверное, знают, что традицией до сих пор считается в день смерти и до самого погребения на кладбище оставлять калитку двора открытой, тем самым сообщая всем, что ныне этот дом открыт для всех, каждый может зайти и попрощаться с человеком. С момента смерти человека омывали и укладывали вначале даже не в гроб, а на специальный стол или лавку у икон, где над ним читалась Псалтирь, пелись канты о загробной жизни. Когда был готов гроб, который изготавливали чаще всего жители той же деревни, его окропляли святой водой, совершали его каждение и потом в него полагали тело усопшего. Чтение Псалтири и пение продолжалось одни или двое суток, почти без перерыва. Я сам, будучи еще школьником, как и многие мои нынешние собратья священнослужители, уже читал Псалтирь и знал многие традиции православного погребения. Покойного и его родственников не оставляли в одиночестве. Собирались соседи, которые помогали с приготовлениями к поминальной трапезе, на эти дни кухня этого человека практически становилась общей: все считали за добродетель посильно помочь в организации поминок. Всё положенное до чина отпевания время дом покойного был полон людьми.
В день похорон, в зависимости от местности, человека везли в церковь для совершения чина погребения либо приезжал священник, который совершал этот чин в доме или во дворе усопшего.
Нередко в те непростые для Церкви годы покойного провожали мирянским чином, но потом родственники обязательно ехали в церковь и заказывали в ней заочное отпевание, подавали поминовение на сорокоуст, а затем в 9-й день, бывало, даже в 20-й и непременно в 40-й день снова посещали храм и просили отслужить панихиду, ставили свечи, раздавали коливо и угощения детям.
К этому моменту собирались все люди, желающие проводить умершего в путь всея земли. Проводить прежде всего молитвой. Священник совершал чин погребения, читал разрешительную молитву, а потом во многих случаях еще сопровождал гроб с телом покойного до кладбища. Сама эта процессия, наверное, многие помнят ее, проходила так. Гроб либо несли на руках от дома до самого кладбища, либо везли медленно на большой машине, в которой помимо гроба были установлены лавочки для самых близких. Люди вереницей шли за гробом, процессия останавливалась на каждом перекрестке, обязательно проходила мимо мест, связанных с покойным, — его работы, домов родственников, школы, где он учился. На кладбище всем давали попрощаться с покойным последний раз, прикоснуться к нему, приложиться к образам, которые он держит. После этого только гроб заколачивали, опускали в могилу и давали каждому бросить три горсти земли, начиная с самых близких.
Наверное, этим рассказом я не открыл ничего нового. Многие ведь были участниками подобных похорон знакомых людей, бабушек и дедушек, родственников или друзей семьи. И этот образ погребения действительно нормальный, он отражает христианское отношение к смерти, трепетное уважение к памяти покойного, поддержку скорбящих о нём сродников.
Современные практики погребения
Но сегодня всё чаще приходится сталкиваться с тем, что люди не понимают, для чего нужно такое неспешное, внимательное, сосредоточенное и в некотором смысле регламентированное традициями погребение, имеющее свою протяженность во времени. Общество, особенно городское, стало более атомированным, разобщенным и быстрым. Забываются старые традиции, теряются из памяти образы предков. Да к тому же городскую среду заполнили похоронные агентства, которые за плату берут на себя всё то, что раньше делала деревенская община. Я не хочу сказать, что это плохо. Действительно, когда человек уже не живет общинной жизнью, живет в городской квартире, не ходит в церковь и мало с кем общается — невозможно воссоздать те условия жизни и смерти, о которых я писал выше. И действительно, похоронные агентства должны бы выполнять эту функцию, которую брало на себя раньше деревенское добрососедство: освободить скорбящих родственников от житейской суеты и дать им возможность сосредоточиться на молитве и таинстве прощания с любимым человеком.
Но всюду, где в дело вступает расчет, люди начинаются руководствоваться правилами этого расчета. Они пытаются сделать всё как можно скорее и на потоке. И на практике выходит так, что то, для чего они это делают, поворачивается обратной стороной. Я уж не буду говорить о случаях, о которых вы все, конечно, слышали, когда похоронные бюро начинают атаковать родственников по телефону и вживую, навязывая свои услуги, предлагая скидки, обходя конкурентов разными ухищрениями, договариваясь с моргами и больницами и т.д. Оставим всё это на совесть устроителей подобных дел. Бог им судья. В конечном итоге каждый из нас в свое время даст свой ответ перед Нелицеприятным Судией. Но хочу сказать вот о чëм, обращаясь, наверное, к руководителям и сотрудникам таких организаций. Если вы взялись делать это дело, то делайте его достойно и с уважением к людям. Во всяком случае, выделите хотя бы положенное для совершения нормального чина отпевания время, организуйте это отпевание не в морге, а в храме, в часовне или хотя бы на дому у покойного, чтобы с ним могли проститься в человеческих условиях все те, кому он был дорог. Чтобы Церковь смогла достойно совершить молитву о своем чаде. Не издевайтесь над памятью покойного и над чувствами родственников, это страшный грех, оправдать который вы не сможете никакими заработанными деньгами. Не берите этот грех на душу.
Вместо послесловия Две чрезвычайно очевидные вещи можно сказать о таинстве смерти. Первая из них — то, что все мы непременно умрем. Смерть случится с каждым из нас. И особенно об этом стоит напоминать себе тем людям, которые организуют проводы ушедших людей в мир иной. Помните о словах Христа: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними во всём» (см. Мф 7:12). Вторая вещь — смерть — это таинство и тайна. Это момент встречи человека со своим Творцом. По слову религиозного философа князя Евгения Трубецкого, смерть для человека — это Великая Литургия. И нужно совершить эту Литургию достойно, по-христиански, с величайшим уважением и трепетом.
Источник:
https://tvereparhia.ru/