НОВОСТИ
февраль 2023 года
1 февраля

Игумения София приняла участие в торжественном праздновании дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

1 февраля 2023 года, в четырнадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия. Предстоятель Русской Православной Церкви совершал богослужение в интронизационных облачениях.

Игумения София приняла участие в торжественном праздновании дня интронизации.

Источник: http://www.patriarchia.ru/
2 февраля

В Староладожском Свято-Успенском монастыре попрощались с почившей настоятельницей обители игуменией Ангелиной

3 февраля

Монахиня Евфросиния (Берлизова) назначена и.о. настоятельницы Свято-Успенского монастыря Старой Ладоги

Указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 3 февраля насельница Воскресенского Новодевичьего монастыря монахиня Евфросиния (Берлизова) назначена исполняющей обязанности игумении Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.

Матушка Евфросиния будет временно управлять обителью до утверждения Священным Синодом новой игумении.

Прежняя настоятельница - игумения Ангелина (Васильева) - скончалась 1 февраля на 78-м году жизни от сердечного приступа.

Источник: http://mitropolia.spb.ru/
3 февраля

Празднование Петербургской Афонской иконы Божией Матери Отрада и Утешение
престольный праздник обители

3 февраля

Игумения София награждена грамотой Министерства культуры за возрождение памятника культуры

3 февраля

Вице-премьер правительства РФ Голикова Татьяна Алексеевна министр культуры Любимова Ольга Борисовна посетили Воскресенский Новодевичий монастырь

3 февраля

Члены Коллегии СОММ посетили монастыри Санкт-Петербургской митрополии

2 февраля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Сретенского ставропигиального монастыря игумен Иоанн (Лудищев) и настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального монастыря игумения Филарета (Калачёва) посетили Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь поселка Стрельна города Санкт-Петербурга.

Монастырь этот был основан настоятелем Троице-Сергиевой лавры архимандритом Варлаамом (Высоцким). Строительство обители началось в 1734 году на участке рядом с побережьем Финского залива, который был подарен Лавре императрицей Анной Иоанновной.

Расцвет Пустыни связан со временем настоятельства архимандрита Игнатия (Брянчанинова), будущего святителя, который управлял обителью с 1834 года более 20 лет.

Продолжателем его дела в последующие 40 лет стал бывший келейник владыки – архимандрит Игнатий (Малышев).

Восстановление монастыря началось в 1993 году, первым его настоятелем после долгих лет запустения был архимандрит Николай (Парамонов), посвятившего обители более 20 лет своего служения.

С 29 декабря 2022 года наместником обители стал её насельник, бывший более 15 лет благочинным и трудившийся под началом отца Николая, – игумен Варлаам (Переверзев).

Знакомство с обителью началось с братского молебна, на котором были прочитаны утренние молитвы и служилась полунощница. После этого, по монастырской традиции, все приложились к ракам архимандрита Варлаама (Высоцкого), схимонаха Михаила (Чихачёва) – духовного друга и сподвижника святителя Игнатия (Брянчанинова), архимандрита Игнатия (Малышева), которые пока не прославлены, но благоговейно почитаются в монастыре.

Также в этот день была отслужена Божественная литургия, которую возглавил игумен Варлаам, обратившийся к прихожанам и братии в своей проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, мы с Вами праздновали Рождественские дни, встретили Новолетие, провели Крещенские праздники, и теперь, совсем скоро, начнутся подготовительные недели к спасительному Великому посту.

Мы призываемся, и, обратите внимание, каждый наш храм так устроен, чтобы мы с Вами всегда были на небе. <…> У каждого из нас есть свои послушания, свои обязанности, а ум и сердце, как говорит святитель Феофан Затворник, пусть пребывают с Господом <…>.

Что ещё Господь нам заповедует? Он заповедует нам творить дела: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:16).

На нас смотрят как на православных христиан, как на последователей Христа, поэтому будем стараться жить по вере.

И ещё хотелось бы Вам прочитать моё любимое письмо святителя Игнатия (Брянчанинова), написанное в последний год его настоятельства в нашей Сергиевой пустыни и адресованное его родной сестре – Елизавете Александровне:

"Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! <…> Монастырь наш шумен; но нечего делать: живешь не так и не там, как и где бы хотелось, а где и как приводит непостижимый Промысл Божий. Преданность воле Божией и благодарение Бога за всё случающееся услаждают всякое положение и научают извлекать из него душевную пользу. Смирение почти рядом идёт с подвигом, т. е. оно доставляет почти тот же успех, каковой доставляется подвигом. Смирение и одно, само по себе, полезно; а подвиг без смирения не только не приносит никакого плода, – напротив того приносит вред, вводя в высокое о себе мнение и в осуждение ближних. Смирение состоит в том, между прочим, чтоб признавать себя достойным того положения, в котором мы находимся, и недостаточным положения лучшаго и высшаго, даже и в духовном отношении, и покорно предавать себя воле Божией. Таковое настроение мыслей свидетельствуется в его истине миром, приносимым сердцу, и наставляет человека на путь живота вечнаго. В наше время Бог дарует спасение более при посредстве смирения, нежели подвига: ныне при умножившихся немощах подвиг особенно опасен, как сильно наветуемый осуждением, притом требующий опытнаго руководителя; а смирение – всегда непадательно. Самыя немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаяваемся, способствуют к смирению. Таким образом в всесильной деснице премудраго Бога самое зло споспешествует благому намерением неблагим, по выражению некотораго великаго Отца [...]".

Действительно, всегда нужно полагаться на волю Божию, на Промысл Божий.

И, как говорит святитель Игнатий, такое настроение наших мыслей будет приносить в сердце мир и тишину, будет появляться у нас такая тихая настоящая радость, которой сподоблялись и многие святые отцы.

Такой пример нам оставил и преподобный Серафим Саровский, который с радостью приветствовал каждого пришедшего к нему: "Радость моя, Христос воскресе!" Потому что всегда внутри его был мир, тишина и спокойствие, радость.

Поэтому будем и мы подражать в этом нашим святым отцам, память которых мы совершаем сегодня и всю эту неделю, и Антония Великого, и Макария Великого. Особенно в этом будем подражать им: внимать себе, работать над собой, и тогда не только в Царствии Небесном, но уже и здесь на земле будем радостно прославлять Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

Посещение монастыря продолжилось знакомством с его храмами, немногие из которых сохранились до наших дней (так, оказались утрачены величественный собор во имя Воскресения Христова, храм Святой Живоначальной Троицы, церкви святителя Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы): храм преподобного Сергия Радонежского, сильно пострадавший в годы гонений, но всё же уцелевший, с нижним храмом святой великомученицы Зинаиды, церковь святителя Григория Богослова, домовый храм святого мученика Валериана (в Зубовском корпусе), надвратный братский храм святого мученика Саввы Стратилата.

Игуменом Варлаамом были показаны монастырские мастерские: столярная, пошивочная, свечной цех, а также историко-археологический музей.

Особенным стало впечатление от посещения общеобразовательной православной гимназии «Горница», располагающейся на территории Пустыни, учителя и ученики которой в большинстве своём являются её прихожанами, что способствует созданию и сохранению столь доброжелательных отношений братии, педагогического коллектива и самих учеников. В гимназии учащиеся осваивают полный курс общеобразовательной школы, также организован подготовительный класс. Одной из особенностей гимназии является то, что здесь введено обучение перьевому письму, действуют кружки: во время занятий дети мастерят различные поделки и выполняют художественные работы, с которыми также можно было познакомиться.

Была подготовлена встреча с братией обители и отдельная встреча с первым настоятелем восстановленной Пустыни – отцом Николаем (Парамоновым), который рассказал о том, какими большими трудами возрождалась Пустынь, как непросто передавались Церкви ранее принадлежавшие монастырю здания.

Следующим в программе поездки был Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, посещение которого пришлось на престольный праздник обители: торжество чтимого в обители образа Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение». В ночь со 2 на 3 февраля в Воскресенском соборе обители совершалась ночная Божественная литургия, в служении которой приняли участие члены Коллегии СОММ.

Источник: https://monasterium.ru/
4 февраля

Члены Коллегии СОММ посетили монастыри Санкт-Петербургской митрополии (день второй)

3 февраля 2023 года после встречи с сестрами Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Иоанн (Лудищев) и настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева) посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру – самую первую обитель, созданную в новой столице Российского государства в 1713 году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля). Именно тогда была заложена первая деревянная церковь будущей Лавры.

После более чем двух столетий расцвета в связи с революционными событиями и в последующие годы Советской власти монастырь существенно пострадал. В 1935 г. был закрыт последний храм на территории обители – Свято-Духовский. Возрождение же Лавры стало возможным только в 1994 г., когда началась передача её исторического комплекса Русской Православной Церкви. Тогда же в обители была возобновлена монашеская жизнь.

Наместником, по предложению митрополита Иоанна (Снычёва), был назначен архимандрит Кирилл (Начис), который нёс это послушание до 1996 года. Тогда временно исполняющим обязанности наместника Лавры был назначен архимандрит Викентий (Кузьмин), после него – архимандрит Назарий (Лавриненко), с 2009 года – епископ Выборгский, с 2013 года – епископ Кронштадтский.

Посещение обители было начато с поклонения мощам её небесного покровителя – святого благоверного князя Александра Невского. После встречи епископ Назарий благословил сопровождать членов Коллегии директору детской воскресной школы Александро-Невской лавры иеромонаху Димитрию (Самойлову). Вместе с ним были осмотрены храмы обители (храм в честь святого благоверного князя Феодора Новгородского, Благовещенская церковь, где находится могила генералиссимуса А.В. Суворова).

Особым является место на втором этаже Феодоровского корпуса Лавры, который примыкает к Троицкому собору: здесь в начале XX века находилась келья святого Серафима Вырицкого. Теперь в этом помещении устроен домовый храм в честь преподобного.

На братском Никольском кладбище была почтена память «исповедников веры, всех иноков Александро-Невской лавры, претерпевших гонения, страдания и смерть за веру Христову в 1918-1938 гг.», экзарха Грузии архиепископа Иннокентия (Беляева), митрополита Никодима (Ротова), митрополита Иоанна (Снычёва), а также настоятеля Николо-Богоявленского морского собора протоиерея Богдана Сойко, ушедшего из жизни в день Рождества Христова 2023 года.

Также побывали в детской воскресной школе и мастерских монастыря: столярной и иконописной.

После Лавры была совершена поездка в Константино-Еленинский женский монастырь, расположенный в Выборгском районе области, история которого начинается в 1998 году, когда была образована приходская община для строительства храма святых равноапостольных Константина и Елены (освящен 11 сентября 2001 года Святейшим Патриархом Алексием); в 2006 году созданная монашеская община получила статус монастыря.

На протяжении вот уже 16 лет монастырем управляет игумения Илариона (Феоктистова), которая вместе с сестрами и служащими в монастыре иереями сопровождала членов Коллегии СОММ при посещении храмов обители.

Источник: https://monasterium.ru/
5 февраля

Члены Коллегии СОММ посетили монастыри Санкт-Петербургской митрополии (день третий)

Третий, заключительный, день посещения монастырей Санкт-Петербургской митрополии игуменом Сретенского монастыря г. Москвы и настоятельницей Пюхтицкой Успенской обители был посвящен древним монастырям Старой Ладоги. В поездке также приняла участие настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София.

В Староладожском Свято-Успенском девичьем монастыре была отслужена лития на могиле новопреставленной игумении этой обители – матушке Ангелине (Васильевой), отошедшей ко Господу 31 января 2023 года. Матушка Ангелина была назначена настоятельницей вновь открытого после постигшего его разорения Свято-Успенского девичьего монастыря в Старой Ладоге в 2005 году, и на протяжении всех этих 18 лет вместе с сестрами восстанавливала древнюю обитель практически из руин. Осиротевшим сестрам были сказаны слова утешения.

Ещё одной святыней Ладоги является расположенный на берегу реки Волхов Староладожский Никольский мужской монастырь,который был устроен у стен древнего Никольского храма (первоначальной постройки XII-XIII вв.). Эта обитель, также перенесшая все обстоятельства страшных лет безверия, стала восстанавливаться в 2002 году трудами определённого к служению здесь архимандрита Варфоломея (Чупова) (+ 30.10.2020 г.), новым настоятелем в течение вот уже двух лет является игумен Филарет (Пряшников).

Вместе с ним были осмотрены храм святителя Иоанна Златоуста, в котором находится чтимый список иконы Пресвятой Богородицы «Черниговская-Гефсиманская», монастырский музей, библиотека, актовый зал имени благоверного великого князя Александра Невского, здание трапезной и монастырского кафе.

Отец Филарет рассказал о том, как в монастыре развивается паломническая деятельность: создана паломническая служба, обучены экскурсоводы из числа братии, также им были показаны особые буклеты-путеводители, посвященные святыням Старой Ладоги.

Источник: https://monasterium.ru/
5 февраля

Воскресенский Новодевичий монастырь и Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

С Воскресенским Новодевичьим монастырем Староладожский Свято-Успенский монастырь связан много веков. И ныне это единение в трудах во славу Божию продолжилось.

Александра (Шубина), 5 января 1775 — 13 ноября 1778
(27 октября 1797) г.г.
С младых лет взошла в монастырь в Смоленский и пострижена в оном же; взята указом в Смольный монастырь и посвящена игумениею в Староладожский Успенский девичий монастырь.

Евпраксия (Евдокия), 2 февраля 1779 — вышла на покой
22 июня 1822г.г. (23 сентября 1823, на 91 году)
В 1779 г. становится настоятельницею монастыря; а также назначается викарией Смольного монастыря в С-Петербурге.

Дионисия (Аносова Мария), 26 января 1856 —
30 августа 1895г.г. (96 лет)
С 1846 года — казначея новооснованного Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Определена настоятельницею Успенского девичьего монастыря 26 января 1856 г.

АНТОНИЯ \ Рейнбот Зинаида Антоновна\
посв. 22 июня 1903г – 4 августа 1904г.
В 1895 году приняла монашество в Новодевичьем Воскресенском монастыре С-Петербурга. Состояла учительницею детского приюта и письмоводительницею при монастыре; 22 октября 1895 г. пострижена в монашество; 20 мая 1903 г. назначена Настоятельницею Староладожского Успенского женского монастыря с возведением в сан Игумении и награждением. С 1904 года настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
+ 27 октября 1916 г. на 62 году ,похоронена в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре у стены Казанского храма.

Алексия (Парфентьева Мария),9 октября 1905г.- 1 июля 1911
Указом Святейшаго Синода назначена Настоятельницею Староладожскаго Успенскаго женскаго монастыря с возведением в сан Игумении.
Возведена в сан Игумении с вручением Настоятельского посоха 1905 года октября 9.
2 июля 1911 г. уволена на покой с возвращением на жительство в Воскресенский (Новодевичий) монастырь .
На кладбище Новодевичьего монастыря похоронены некоторые монахини Староладожского монастыря, исполнявшие послушания в Санкт-Петербурге и, волею Божией нашедшие вечный покой там. Похоронены священники подворья, отошедшие ко Господу в 30-х годах.

Расписание богослужений в Староладожском Свято-Успенском монастыре в 9-й день поминовения игумении Ангелины

Братья и сестры, в Староладожском Свято-Успенском монастыре во вторник 7 февраля в 17:00 в храме Крестовоздвижения будет отслужен Парастас по Матушке Ангелине.
8 февраля в 10:00 будет совершена Божественная литургия в церкви Алексия Человека Божия, которую возглавит настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря, игумен Филарет.
После будет совершена панихида на могиле Матушки Ангелины.
5 февраля

1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее

5 февраля

Воспитанники Свято-Владимирской школы Воскресенского
Новодевичьего монастыря совершили ежегодный крестный ход к
часовне блаженной Ксении Петербургской

В канун дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской, 5 февраля, по
окончании Божественной литургии во Введенском храме Свято-
Владимирской школы Воскресенского Новодевичьего монастыря состоялся
традиционный детский крестный ход к часовне святой блаженной Ксении на
Смоленском кладбище.

Уже на протяжении многих лет учащиеся школы идут крестным ходом к
часовне блаженной Ксении, 35-летие прославления которой Церковь
празднует в этом году. В шествии принимали участие воспитанники,
родители, педагоги общеобразовательного, дошкольного и воскресного
отделения Свято-Владимирской школы - всего более 250 человек. Крестный
ход возглавил духовник школы иерей Алексий Красавин.

Крестоходцы с хоругвями и иконами начали свой путь от Благовещенской
церкви на Васильевском острове. В этом храме в XIX веке жили и молились
первые монахини Новодевичьего монастыря, когда строилось здание
монастыря на Московском (тогда Загородном) проспекте.

Перед началом шествия отец Алексий произнес слово, в котором, в
частности, сказал: «Сегодня мы совершаем ежегодный крестный ход к
часовне блаженной Ксении, мы пройдем по тем улицам и дорогам, по
которым ходила сама блаженная, помогая и утешая каждого нуждающегося,
открывая сердца людей благодати Божией, действующей и поныне. Но
вспоминаем сегодня и подвиг тех людей, которые сохранили веру для нас, их
потомков, живущих в XXI веке, подвиг новомучеников и исповедников
Церкви Русской. Прошло немного времени после того, как первые монахини
переселились из Благовещенской церкви в монастырь на Московском
проспекте. Спустя 80 лет уже сменившие их в подвиге монахини, живущие в
Новодевичьем монастыре, увидели закрытие своей обители, поругание
святынь и сами стали исповедниками веры, сосланными в степи Казахстана».

Перед храмом Смоленской иконы Божией Матери крестный ход сделал
остановку, отец Алексий напомнил молящимся об обретении мощей
священноисповедника Михаила (Союзова) 24 декабря 2022 года на
Смоленском кладбище, рассказал о его подвиге исповедничества веры перед
богоборческой властью и блаженной кончине в тюремной больнице.

Прославляя блаженную Ксению, священноисповедника Михаила (Союзова) и
всех Новомучеников и исповедников Церкви Русской, отец Алексий с
крестоходцами отслужили у часовни молебен, после которого дети, родители и педагоги приложились к гробнице блаженной Ксении и попросили у нее
помощи в учебе и ходатайства перед Богом.
5 февраля

Игумения София посетила Староладожский Свято-Успенский женский монастырь

6 февраля

Настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София и настоятельница Староладожского монастыря монахиня Евфросиния молились за Литургией в Смоленском храме

7 февраля

Ко дню памяти схиигумении Варвары (Трофимовой)

8 февраля

В обители молитвенно почтили память схиигумении Варвары (Трофимовой)

8 февраля

В Староладожском монастыре были совершены богослужения в 9-й день поминовения игумении Ангелины

8 февраля

Матушка Евфросиния, и.о. настоятельницы Староладожского монастыря, с сестрами Новодевичей обители посетили скит свт. Спиридона Тримифунтского, устроенный трудами почившей игумении Ангелины

12 февраля

Собор вселенских учителей и святителей ВАСИЛИЯ Великого, ГРИГОРИЯ Богослова, ИОАННА Златоустого
(престольный праздник обители)

13 февраля

Для Иверского храма монастырского подворья благотворителем приобретена старинная афонского письма икона Святого великомученика и целителя Пантелеимона

13 февраля

«Пусть сестры знают: мы – рядом. И самое важное – это наше молитвенное общение»
Игумен Филарет (Пряшников)

В последний январский день 2023 года отошла ко Господу настоятельница Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря игумения Ангелина (Васильева). Игумен Филарет (Пряшников), настоятель мужского монастыря Старой Ладоги – Никольского – знал матушку не такой уж долгий срок: всего два года. Но за это время, по его признанию, он увидел всю высоту игуменского достоинства матушки-настоятельницы, которая почти семнадцать лет поднимала эту жемчужину Северо-Запада России практически из руин и собирала монашескую семью. Отец Филарет предложил нам не ограничиться некрологом, а рассказать об этой великой и смиренной труженице более подробно. Так состоялся наш очередной разговор с батюшкой, прежде столь вдохновенно рассказывавшем порталу «Монастырский вестник» о том, как восстанавливается его обитель – тоже древняя и сильно разрушенная; как развивается паломнический проект «Обители Северной земли»; на каком этапе находится работа над концепцией развития Староладожского паломническо-религиозного центра и т.д. Но теперь мы говорили о большой утрате.
О материнской строгости

Батюшка, два года назад Вас назначили игуменом монастыря в Старой Ладоге, где Вы до этого никогда не бывали. Порадовал Ваш рассказ, что всего трех дней хватило, чтобы понять с братией друг друга и осознать: впереди у всех общее дело – работы по восстановлению древней святыни. (Это есть в интервью нашему порталу – «Избрав путь следования за Господом, я ни разу не пожалел о своем выборе»). А с матушкой Ангелиной Вы когда познакомились? И какое впечатление она на Вас произвела?
После своего назначения сюда, совершенно для меня неожиданного, я запланировал встречи с людьми, способными дать правдивую характеристику религиозной жизни в этом удивительном древнем городе. И, конечно, первой в тот план включил встречу с матушкой Ангелиной. Именно от нее мне хотелось услышать, как живет Православие в Старой Ладоге, какие проблемы испытывают здесь монастыри. Вскоре мы с матушкой встретились. Не стану скрывать: отнеслась она ко мне весьма настороженно. Возможно, потому, что я – человек в этих краях новый, и ей подумалось: кто знает, как он покажет себя на таком ответственном послушании? Но всё же, думаю, главной причиной были непростые взаимоотношения между нашими обителями.

Читая материалы о матушке, я встретила давнее ее высказывание, в котором чувствовалась боль. Она говорила корреспонденту, что Никольский мужской монастырь Старой Ладоги многие знают, а о Свято-Успенской девичьей обители почти не слышали, поэтому и благодетелей нет, помощников мало – весь груз забот, нелегкий груз, придется нести на себе. Видимо, матушке было больно и горько оттого, что девичьему монастырю не хватало внимания и заботы со стороны мирских людей, способных как-то помочь.

Став инициаторами проекта «Обители Северной земли», мы с братией как раз хотели, чтобы паломники узнавали в течение одной поездки историю трех обителей – Свято-Успенской девичьей, нашей и Мартириевой Зеленой пустыни. Чтобы люди приезжали и напитывались духом, который царит во всех трех монастырях. Впоследствии, по мере нашего общения, матушка эту идею поняла и по-доброму приняла. Вместе со своими сестрами она включилась в очень нужную и для мирян, и для монашествующих работу, а уж в их монастыре есть что показать, начиная с храма Успения Пресвятой Богородицы XII века, то есть этот храм еще домонгольского периода. И есть о чем рассказать. (Такие яркие личности там были в разные эпохи! К примеру, будущая святая преподобная Анна Кашинская, скрывавшаяся в Ладоге во время разорения татарами Твери. Или опальная царица Евдокия Лопухина – супруга Петра Великого, подвизавшаяся здесь семь лет. Или прославившаяся многими чудесами, которые совершались по ее молитвам, схиигумения Евпраксия, руководившая Свято-Успенской обителью 43 года и вышедшая на покой в глубокой старости, в 91 год).

...Матушка Ангелина открывалась мне постепенно. Со временем я смог определить главное качество ее характера, ее натуры, назвав его для себя небезразличием. Она очень переживала за свой монастырь, поэтому к выбору будущих сестер подходила крайне требовательно. И я считаю такой подход обоснованным. Ведь игумен или игумения должны заботиться об общей атмосфере во вверенным им братству или сестринстве, и если приходит человек, который будет разрушать устав монастыря, внутренние традиции, нарушать распорядок монастырской жизни, он принесет много зла. Сама матушка в беседе с нашим питерским писателем, специальным корреспондентом газеты «Православный Санкт-Петербург» Алексеем Бакулевым сказала так: «В миру у человека с младенчества воспитывают гордость: "Ты обязан всего добиться сам, твое Я – мерило всему!.." А тут – наоборот: " Без Бога ты не сможешь ничего, от своего Я нужно отречься"». Так попробуйте же собственной волей отречься от собственного Я! Если не зов Божий привел тебя в обитель, трудно тебе придется». Мне думается, эти слова объясняют суть и причину некой такой материнской строгости новопреставленной игумении Ангелины.

Тем не менее, несмотря на ее строгость, матушку многие любили. Как ее любили прихожане! Приезжали из Санкт-Петербурга и окрестных городов. Кто-то по ее благословению приезжал сюда на подмогу. У монастыря имеются немалые трудности в бытовом плане – здесь по-прежнему печное отопление церкви и деревянных домов (поскольку везде памятники, археология, то все работы, в том числе земляные, требуют огромных денежных средств, а монастырю их собрать не под силу). Так что на холодное время года приходилось запасаться большим количеством дров, и у матушки столько помощников находилось! Среди них и Гардарики – группа православной молодежи, тоже из северной столицы. Молодежь помогала и картошку собирать, и клубнику высаживать, и старый деревянный дом разбирать, и снег зимой убирать. Да всего не перечислить!
О человеческом возгласе по поводу скорбей и – о полноте жизни

Отче, приведу цитату из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, на мой взгляд, тоже помогающей увидеть жизненный путь матушки под определенным углом. Говоря о том, что существование и жизнь – это не синонимы, Святейший продолжает: «И мы знаем, как иногда, наблюдая скорби человеческой жизни, болезни, конфликты, смерть, насилие, несправедливость, мы говорим: ну, какая это жизнь, ведь это не жизнь!.. Этот человеческий возглас наполнен огромным богословским содержанием. Жизнь только там, где Бог, – только он дает полноту жизни».

Знаете, еще в первую нашу встречу по матушкиному тону я почувствовал, что Старая Ладога стала сложной страницей ее биографии. Она избрала монашеский путь в 49 лет, а в миру долгое время работала ведущим инженером «Союзпроммеханизации» (это специализированная организация по разработке и внедрению различных систем подвесного канатного транспорта, то есть ответственность огромная). В соболезновании родным и близким в связи с кончиной матушки-игумении митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий написал: «Всю сознательную жизнь почившая игумения была человеком глубоко верующим, о чем сама говорила. Ее вера не была лишь теоретическим умозрением, но оживала в добрых делах, которые были у нее в достатке. Она их совершала, работая и инженером-механиком, неспроста заслужив звание ветерана труда...». И эту труженицу, во время своих паломнических поездок посетившую многие православные святыни, Господь привел в Введено-Оятский женский монастырь, что примерно в 200 километрах от ее родного Санкт-Петербурга. Ольга (имя матушки до пострига) потрудилась в монастыре, затем по послушанию она трудилась на его городском подворье в храме святой благоверной княгини Анна Кашинской. А в марте 2003 года приснопамятный митрополит Владимир (Котляров) освободил ее от должности управляющей подворьем и назначил ответственной по ведению дел, связанных с открытием Свято-Успенского девичьего монастыря в Старой Ладоге. Она приехала сюда и сразу встретила большие препятствия, которые ей чинили желающие устроить на этих землях совсем другое. Например, сауну, гостиницу, ресторан (древний храм они хотели сделать приманкой для туристов). Страшно даже представить, какие глубокие переживания были у будущей игумении, какие бои она выдерживала, поселившись с двумя сестрами в промерзшем здании без отопления и стекол в окнах. Много чего горестного выпало на ее долю в те годы, но если обратиться к словам Святейшего Патриарха, это было не существование, а жизнь во всей ее полноте. Жизнь с Богом. Монашеский постриг матушки состоялся 15 июня 2005 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга. Постригал ее наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (ныне епископ) и нарек в честь преподобной Ангелины, деспотиссы Сербской. Вообще эти два монастыря имеют давнюю тесную связь. Ревностные духовно опытные монахини Новодевичьего монастыря в разные периоды назначались настоятельницами Свято-Успенского монастыря в Старой Ладоге.

В монастырском фотоальбоме на одном из снимков 2016 года, запечатлевшем торжества, посвященные 900-летию Староладожского Свято-Успенского монастыря, матушка Ангелина стоит с настоятельницей Новодевичьего монастыря игуменией Софией (Силиной). С дорогой гостьей, приехавшей разделить радость великого праздника. Обе улыбаются... И вот недавний снимок: матушка София провожает в последний путь новопреставленную игумению Ангелину.
Провожали ее в последний путь и настоятельница Введено-Оятского женского монастыря игумения Иоанна (Егорова), и настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова). Они тоже знали игумению Ангелину, начиная с ее послушнического этапа жизни. А 5 февраля матушка София снова приехала в монастырь Старой Ладоги. Приехала не одна. По благословению правящего архиерея митрополита Варсонофия она представила сестрам, богомольцам, паломникам, труженикам свою спутницу, назначенную исполняющей обязанности игумении Староладожского Свято-Успенского монастыря. Это насельница Новодевичьего монастыря монахиня Евфросиния (Берлизова). Мы стояли с матушкой Софией и монахиней Евфросинией на солее, и матушка-игумения обратилась с проникновенным словом, отметив, что непростое послушание возлагается на плечи монахини Евфросинии. Непростое потому, что ей надо быть достойной памяти блаженно почившей матушки-игумении Ангелины – труженицы, молитвенницы и возродительницы сей святой обители. Матушка София, у которой с матушкой Ангелиной был общий духовный отец – первый наместник возрождавшейся Александро-Невской лавры архимандрит Кирилл (Начис), рассказала собравшимся в храме, как после кончины отца Кирилла она тоже переживала: кто может батюшку заменить? Под чье руководство Господь вручит осиротевших батюшкиных чад? Как нам принять новых духовных руководителей – с этим вопросом она обратилась к одному старцу, на что старец ответил просто: «Матушка, жизнь Церкви не прекращается со смертью людей. Умер Василий Великий, умер Иоанн Златоуст, умер Григорий Богослов, но ни старческое окормление, ни преемство духовного окормления не прекращается, не пресекается со смертью святых».

О духовной поддержке сестер

Отец Филарет, хочу задать грустный вопрос: как Вы узнали о кончине матушки Ангелины и что в тот момент почувствовали? Ведь она, как я поняла, стала за это время важным для Вас человеком?

Бывает так, что ты с человеком знаком не так уж долго, но видишь, что он прочно вошел в твою жизнь и привнес в нее нечто особо ценное. Матушка Ангелина для меня стала авторитетом в духовной жизни, наставницей, и, услышав горькую весть, я сразу почувствовал внутреннюю пустоту, некую даже оставленность. Был вторник, рабочий день, мы совершили у себя в монастыре Литургию, пообедали в трапезной, и тут мне сообщают, что случилась беда: сестры не могут до матушки достучаться, не могут ей дозвониться. Когда двери в ее покои открыли, матушка, чья душа уже рассталась с телом, сидела в кресле перед своим рабочим столом. Все эти без малого семнадцать лет, что она управляла обителью, она находилась на рабочем посту, и, думаю, часто сидя за тем столом, составляла какие-то бумаги в разные организации, структуры, чтобы решить важные вопросы по монастырю, его обустройству. И умерла она на рабочем посту. Сердечный приступ... Это случилось неожиданно для всех, потому что чувствовала матушка себя хорошо, никакого намека не болезнь не было. Хотя, честно говоря, в последнюю нашу встречу, состоявшуюся за десять дней до матушкиной кончины, я увидел какую-то усталость в ее глазах, усталость была и в ее голосе. Я тогда приезжал к ней по рабочим делам, она меня угощала чаем, и за чашкой чая мы говорили о наших трудовых буднях. Та промелькнувшая усталость меня немножко насторожила. Позже я спрашивал у нашего духовенства, которое здесь служит, спрашивал и у сестер, не заметили ли они чего-то, что показалось им необычным. По рассказу сестер, за три дня до кончины матушка провела небольшое собрание, и их поразили ее наставления. Матушка призывала сестер хранить мир в обители, любить друг друга, приходить друг другу на помощь каждую минуту, каждую секунду.
Словно духовное завещание оставляла?

Видимо, у нее было какое-то предчувствие. Узнав о кончине матушки Ангелины, мы с братией сразу совершили заупокойную литию, зажгли свечи и далее – по благословению владыки Варсонофия – участвовали во всех заупокойных службах.

Батюшка, с уходом игумении Ангелины сестры обители, с которой Никольский монастырь сумел перевести отношения на прочные рельсы духовной дружбы, взаимопонимания и сотрудничества по проекту «Обители Северной земли», осиротели. Чувствуете ли Вы с братией моральную обязанность поддерживать их? И что в ваших силах в такой ситуации?

Начну с того, что мы продолжаем духовно окормлять сестер. Наш монах в священном сане регулярно совершает там богослужения, исповедует насельниц, как это было и при матушке Ангелине. Когда Священный Синод утвердит новую игумению, вероятно, что-то поменяется (возможно, придет новое духовенство), но до этого периода мы будем всячески поддерживать и сестер, и исполняющую обязанности игумении монахиню Евфросинию. Пусть сестры знают: мы – рядом. И самое важное – это наше молитвенное общение. Я пригласил монахиню Евфросинию посетить наш монастырь, и в праздник трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – матушка молилась у нас за Божественной литургией вместе с братией и прихожанами, а после службы я провел ее по монастырю и рассказал историю его создания. Конечно, все понимают, что новому человеку будет нелегко. Матушка Ангелина сделала очень много и по возрождению монашеской жизни, и по воссозданию исторического облика монастыря, принятого ею, как говорилось выше, в крайне плачевном состоянии, и, слава Богу, она успела порадоваться некоторым плодам своих трудов, в том числе и красоте недавно построенной деревянной церкви святителя Спиридона Тримифунтского в одноименном монастырском скиту в деревне Черноушево. Но решение ряда бытовых проблем, проблем сложных, ляжет на плечи новой игумении... Со своей стороны, мы намерены оказывать ей всестороннюю поддержку. Кроме того, будем приглашать сестер с игуменией к нам на престольные праздники и сами будем ездить на престольные праздники к ним. А также – приглашать друг друга на празднование каких-то особых дат.

Что касается сотрудничества наших монастырей в плоскости развития проекта «Обители Северной земли», (замечу: вызвавшего большой интерес у паломников, оставивших немало теплых откликов), я сильно надеюсь, что оно будет укрепляться. Если взять историю Старой Ладоги, здесь в прежние времена было до шести монастырей. Если обратиться к дню сегодняшнему, ныне остатками той духовной мощи, безусловно, являются Никольский мужской монастырь и Свято-Успенский девичий. Мы с сестрами подвизаемся в том географическом месте, где была первая столица древнерусского государства, и по послушанию, по зову сердца должны стремиться к тому, чтобы раскрыть величие этой земли и ее православных святынь. А матушку Ангелину, ревностно потрудившуюся на ниве Христовой, будем помнить и поминать.
На 9-й день после кончины матушки братия совершила заупокойное богослужение в Алексеевской церкви на кладбище, где похоронены многие игумении и сестры обители

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки взяты с сайтов и соцсетей Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и Староладожского Никольского мужского монастыря

Источник: https://monasterium.ru/
15 февраля

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

15 февраля

В 40-й день со дня упокоения протоиерея Богдана Сойко была совершена заупокойная Лития на Никольском кладбище

17 февраля

Игумения София о стяжании радости. Размышления о современном монашестве. Видео

17 февраля

В обители молитвенно почтили память прп. Исидора Пелусиотского

17 февраля

В Свято-Владимирской школе завершены мероприятия по установке и модернизации системы пожаротушения, противодымной вентиляции, пожарной сигнализации и оповещения, аварийного освещения лестниц и проведены комплексные испытания всех систем пожарной безопасности

18 февраля

В день ареста НКВД сестер монастыря в 1932 году в обители была совершена ночная Божественная литургия

В ночь с 17 на 18 февраля 2023 года в храме преподобного Силуана
Афонского в Воскресенском Новодевичьем монастыре была совершена
заупокойная Литургия в память о насельницах обители, арестованных в 1932
году. Богослужение провел клирик монастыря иерей Алексий Красавин.
В эту ночь 91 год назад все монахини, послушницы, трудницы и богомольцы
монастыря были арестованы и помещены под стражу, а сам монастырь был
окончательно закрыт. Большинству насельниц были вынесены приговоры на
ссылку в Казахстан на 3 года. В невыносимых условиях трудовых лагерей,
лишенные Евхаристического и молитвенного общения, некоторые сестры
монастыря отошли ко Господу. Другие по истечение трехлетнего срока были
освобождены и рассеялись по стране, уже никогда не побывав в своей
обители. Среди арестованных и осужденных была и будущая
преподобномученица Серафима (Горшкова), которая после трехлетней
ссылки была вновь арестована и приговорена к расстрелу, приняв
мученическую кончину 19 ноября 1937 года.
В своем слове по окончании литургии иерей Алексий отметил: «Несмотря на
усиливающиеся гонения со стороны богоборческой власти, арест и закрытие
обители, насельницы остались верны Христу, совершая свой молитвенный
подвиг до последнего издыхания, являясь тем семенем, которое возросло и
возродило Церковь из пепла спустя десятилетия. Теперь в монастыре
совершает молитвенные труды новое поколение насельниц и богомольцев,
которые не одиноки перед вызовами мира сего и за спиной которых пример
самоотверженной жизни их предшественниц».
18 февраля

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

18 февраля

На Новодевичьем кладбище совершили Литию на могиле духовного деятеля Мироносицкого П.П., арестованного вместе с сестрами обители 18 февраля 1932 года

18 февраля

Учащие и учащиеся Свято-Владимирской школы молились на отпевании матушки Нины Голубевой

18 февраля

На сайте Тверской митрополии вышла статья Митрополита Амвросия «Отпевание в морге недостойно памяти покойного»

Написать эту статью о церковном погребении и поминовении усопших меня побудили наблюдения за практикой, которую я наблюдаю в реальностях современного мира. Многие факты, которые я узнаю из тех или иных источников, о том, каким именно образом сегодня прощаются с усопшими в крупных городах, в частности в Твери, заставляют меня со скорбью констатировать: во многих случаях память человека обесценивается, а часто это случается не без помощи похоронных агентств, которые, будучи призваны взять на себя организацию похорон и провести их достойно, с глубочайшим почтением к усопшему и его родственникам, довольно часто превращают это великое действо в бизнес, который подчиняется законам бизнеса, когда всё нужно сделать максимально быстро, с минимальными издержками и должной прибылью.

Так, недавно от священнослужителей Тверской епархии я узнал, что одно из крупнейших похоронных агентств выделяет священнику для отпевания в морге 15 минут, что само по себе является издевательством над церковным чином погребения и пренебрежением к памяти покойного и к чувствам его родственников. Для того чтобы разъяснить, почему я считаю так, хочу рассказать немного о практике церковной молитвы об усопших в Православной Церкви и о том, почему это чрезвычайно важно как для самого покойного, так и для его родственников и близких людей.

Почему погребение усопших — важная часть жизни верующих людей

Христиане с самых ранних времен всегда придавали особенное значение погребению своих усопших сродников, друзей и вообще братьев и сестер во Христе. Конечно, особенные погребальные церемонии были и до христианства, и после него, но христиане вкладывали в это действо совершенно особенный смысл. Можно сказать, что погребение усопших в христианском смысле — это рождение человека в новую жизнь, его рождение в Царствии Небесном, приготовление к общему воскресению мертвых, которого мы, согласно Символу веры, ожидаем с надеждой.

Вся человеческая жизнь для христианина — это лишь предисловие к книге вечной жизни. А значит, момент смерти — это самое важное событие, которое вообще может случиться с человеком. Мы отмечаем многие прижизненные события особенно: рождение ребенка, крестины, его свадьбу, дни рождения и прочие события, что, безусловно, является доброй традицией и помогает нам осознавать важные вещи в жизни, отдавать себе отчет в прошедшем времени и задумываться о своем духовном состоянии. Но смерть — это то событие, к которому и, можно сказать, ради которого мы живем в этом мире, совершаем свое духовное делание, творим добрые дела, создаем новое, становимся лучше.

Я был на многих похоронах. Чаще всего на похоронах верующих людей, священнослужителей, монахов. И могу сказать, что погребение, совершаемое Церковью над усопшим церковным человеком, несмотря на всю горечь и боль расставания, — это всё же светлое событие, наполненное надеждой на скорую встречу, наполненное верой в любовь Творца мира, ожиданием будущей вечной жизни. Такие достойные проводы христианина в мир иной часто становятся торжеством веры и духа. Именно таким было погребение Святейшего Патриарха Алексия II, архимандрита Матфея (Мормыля), архимандрита Кирилла (Павлова), наших священнослужителей — протоиерея Валерия Ильина, протоиерея Игоря Седова и многих других, в числе которых монахи и миряне. Таким должно бы быть погребение каждого христианина, перешедшего в иной мир, где жизнь бесконечная.

К величайшей печали, большинство похорон в наше время проходит практически по-светски, когда человека провожают в последний путь без молитвы либо с молитвой лишь формальной, весьма поспешной, как неким ритуалом минут на пятнадцать, как бы положенным в нашей «культурной» традиции.

Смерть и погребение верующих

Помню из детства, да и из практики жизни, как совершались погребения наших бабушек и дедушек, верующих людей, живших общинной жизнью, чаще всего — в деревнях. Во-первых, они, конечно, готовились к этому событию как к главному событию в жизни. Понимая и, может быть, чувствуя близкую кончину, они старались привести дела в порядок. Это касалось не только незавершенных дел, наоборот, многое они только начинали. Приводили в порядок дом, двор и огород, чтобы после них всё досталось следующим живущим в лучшем виде. Откладывали средства на достойные похороны и поминовение. Готовили сами себе погребальную одежду, в церкви заранее приобретали освященные свечи, погребальное покрывало, крест в руки, иконку, венчик и разрешительную молитву, откладывали средства на помин души в храмах и монастырях. Некоторые наши прихожане и сейчас так же поступают. Хорошо помню, как верующие люди того времени завещали ни в коем случае не нести к ним на могилы венки, не заказывать оркестры, а сделать самое главное — пригласить перед погребением тех, кто почитает у гроба в течение ночи или двух Псалтирь, попоет для утешения родных духовные канты. Затем звали священника и певчих для совершения отпевания. Стремились примириться со всеми, с кем были какие-либо недосказанности или взаимные обиды. Начинали чаще ходить в церковь, молиться дома, готовя себя к Вечности, исповедались и причащались.

Не всегда в те времена возможно было отпеть человека в храме, так как храмы были очень далеко, и отпевание проходило дома. Как и крестили в те времена тоже нередко дома, тайно. Теперь повсюду есть возможность сделать всё так, как подобает православному человеку. Христианский путь начинается в храме: в храме происходит Крещение человека, Миропомазание, в храме люди венчаются, пожелавшие посвятить себя Богу постригаются в монашество, в храме становятся диаконами и священниками, освящаются через Таинства Покаяния, Причащения, Елеопомазания. Через храм проходит вся земная жизнь христианина, в храме она и должна заканчиваться.

Вернусь к той практике, которую я сам застал в детстве и юности. Попрощаться с усопшим приходила чуть ли не вся деревня, многие, наверное, знают, что традицией до сих пор считается в день смерти и до самого погребения на кладбище оставлять калитку двора открытой, тем самым сообщая всем, что ныне этот дом открыт для всех, каждый может зайти и попрощаться с человеком. С момента смерти человека омывали и укладывали вначале даже не в гроб, а на специальный стол или лавку у икон, где над ним читалась Псалтирь, пелись канты о загробной жизни. Когда был готов гроб, который изготавливали чаще всего жители той же деревни, его окропляли святой водой, совершали его каждение и потом в него полагали тело усопшего. Чтение Псалтири и пение продолжалось одни или двое суток, почти без перерыва. Я сам, будучи еще школьником, как и многие мои нынешние собратья священнослужители, уже читал Псалтирь и знал многие традиции православного погребения. Покойного и его родственников не оставляли в одиночестве. Собирались соседи, которые помогали с приготовлениями к поминальной трапезе, на эти дни кухня этого человека практически становилась общей: все считали за добродетель посильно помочь в организации поминок. Всё положенное до чина отпевания время дом покойного был полон людьми.

В день похорон, в зависимости от местности, человека везли в церковь для совершения чина погребения либо приезжал священник, который совершал этот чин в доме или во дворе усопшего.

Нередко в те непростые для Церкви годы покойного провожали мирянским чином, но потом родственники обязательно ехали в церковь и заказывали в ней заочное отпевание, подавали поминовение на сорокоуст, а затем в 9-й день, бывало, даже в 20-й и непременно в 40-й день снова посещали храм и просили отслужить панихиду, ставили свечи, раздавали коливо и угощения детям.

К этому моменту собирались все люди, желающие проводить умершего в путь всея земли. Проводить прежде всего молитвой. Священник совершал чин погребения, читал разрешительную молитву, а потом во многих случаях еще сопровождал гроб с телом покойного до кладбища. Сама эта процессия, наверное, многие помнят ее, проходила так. Гроб либо несли на руках от дома до самого кладбища, либо везли медленно на большой машине, в которой помимо гроба были установлены лавочки для самых близких. Люди вереницей шли за гробом, процессия останавливалась на каждом перекрестке, обязательно проходила мимо мест, связанных с покойным, — его работы, домов родственников, школы, где он учился. На кладбище всем давали попрощаться с покойным последний раз, прикоснуться к нему, приложиться к образам, которые он держит. После этого только гроб заколачивали, опускали в могилу и давали каждому бросить три горсти земли, начиная с самых близких.

Наверное, этим рассказом я не открыл ничего нового. Многие ведь были участниками подобных похорон знакомых людей, бабушек и дедушек, родственников или друзей семьи. И этот образ погребения действительно нормальный, он отражает христианское отношение к смерти, трепетное уважение к памяти покойного, поддержку скорбящих о нём сродников.

Современные практики погребения

Но сегодня всё чаще приходится сталкиваться с тем, что люди не понимают, для чего нужно такое неспешное, внимательное, сосредоточенное и в некотором смысле регламентированное традициями погребение, имеющее свою протяженность во времени. Общество, особенно городское, стало более атомированным, разобщенным и быстрым. Забываются старые традиции, теряются из памяти образы предков. Да к тому же городскую среду заполнили похоронные агентства, которые за плату берут на себя всё то, что раньше делала деревенская община. Я не хочу сказать, что это плохо. Действительно, когда человек уже не живет общинной жизнью, живет в городской квартире, не ходит в церковь и мало с кем общается — невозможно воссоздать те условия жизни и смерти, о которых я писал выше. И действительно, похоронные агентства должны бы выполнять эту функцию, которую брало на себя раньше деревенское добрососедство: освободить скорбящих родственников от житейской суеты и дать им возможность сосредоточиться на молитве и таинстве прощания с любимым человеком.

Но всюду, где в дело вступает расчет, люди начинаются руководствоваться правилами этого расчета. Они пытаются сделать всё как можно скорее и на потоке. И на практике выходит так, что то, для чего они это делают, поворачивается обратной стороной. Я уж не буду говорить о случаях, о которых вы все, конечно, слышали, когда похоронные бюро начинают атаковать родственников по телефону и вживую, навязывая свои услуги, предлагая скидки, обходя конкурентов разными ухищрениями, договариваясь с моргами и больницами и т.д. Оставим всё это на совесть устроителей подобных дел. Бог им судья. В конечном итоге каждый из нас в свое время даст свой ответ перед Нелицеприятным Судией. Но хочу сказать вот о чëм, обращаясь, наверное, к руководителям и сотрудникам таких организаций. Если вы взялись делать это дело, то делайте его достойно и с уважением к людям. Во всяком случае, выделите хотя бы положенное для совершения нормального чина отпевания время, организуйте это отпевание не в морге, а в храме, в часовне или хотя бы на дому у покойного, чтобы с ним могли проститься в человеческих условиях все те, кому он был дорог. Чтобы Церковь смогла достойно совершить молитву о своем чаде. Не издевайтесь над памятью покойного и над чувствами родственников, это страшный грех, оправдать который вы не сможете никакими заработанными деньгами. Не берите этот грех на душу.

Вместо послесловия

Две чрезвычайно очевидные вещи можно сказать о таинстве смерти. Первая из них — то, что все мы непременно умрем. Смерть случится с каждым из нас. И особенно об этом стоит напоминать себе тем людям, которые организуют проводы ушедших людей в мир иной. Помните о словах Христа: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними во всём» (см. Мф 7:12). Вторая вещь — смерть — это таинство и тайна. Это момент встречи человека со своим Творцом. По слову религиозного философа князя Евгения Трубецкого, смерть для человека — это Великая Литургия. И нужно совершить эту Литургию достойно, по-христиански, с величайшим уважением и трепетом.

Источник: https://tvereparhia.ru/
19 февраля

Богослужения в Неделю о Страшном суде

19 февраля

В Свято-Владимирской школе прошел День открытых дверей

19 февраля в Свято-Владимирской школе Воскресенского Новодевичьего монастыря прошел День открытых дверей. Перед началом праздника была отслужена Литургия в школьном Введенском храме, которую совершил духовник школы иерей Алексий Красавин, за богослужением пел хор воспитанников Свято-Владимирской школы. Родители с детьми, желающими поступать в школу, смогли участвовать в школьном богослужении и видеть церковное служение воспитанников за Божественной литургией.

По окончании Литургии родители будущих учеников Свято-Владимирской школы встретились с администрацией школы, духовником и учителями, где услышали об Уставе школы и распорядке учебного дня и учебного года, и смогли задать все интересующие вопросы. Иерей Алексий в своем слове на встрече с родителями отметил: «Наша школа, имеющая государственную лицензию и аккредитацию, дает не только отличное светское образование, подтвержденное победами наших воспитанников в районных и городских олимпиадах и конкурсах, но, в первую очередь, наша школа способствует гармоничному развитию ребенка, согласно православной традиции воспитания и образования. Дети возрастают не только интеллектуально, но целостно».

Программа Дня открытых дверей продолжилась круглым столом для родителей будущих первоклассников и открытыми уроками, на которых родители смогли присутствовать и видеть принципы преподавания и подачу учебного материала.

В завершение Дня открытых дверей воспитанники школы провели торжественный концерт, на котором показали свои многогранные таланты.
21 февраля

Порфирий Петрович Мироносицкий - великий труженик и подвижник церковной школы, выдающийся педагог и талантливый ученый

Порфирий Петрович Мироносицкий (1867 - 1932), магистр богословия, преподаватель, церковный композитор, литургист

Родился 10 января 1867 года в селе Мордовском Качиме Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Сосновоборский район Пензенской области) в семье священника.

В 1881 году окончил Пензенское духовное училище первым учеником [1], 1887 году - Пензенскую духовную семинарию, в 1891 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия [2].

С 1891 года работал учителем в начальной школе села Русского Качима, при содействии отца и младшего брата построил на кладбище новую школу, в которой использовал усовершенствованную методику преподавания и воспитания.

29 мая 1894 года защитил ученую степень магистра богословия по теме диссертации: "Афинагор - христианский апологет II века".

С 27 декабря того же года причислен сверхштатным сотрудником к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода.

С 1 января 1896 года - помощник редактора журнала "Народное образование".

Работал в Комиссии по исправлению богослужебных переводов при Синоде, под началом архиепископа Сергия (Страгородского) [3].

С 25 марта 1897 года - сверхштатный сотрудник, а с 14 января 1913 года - постоянный член Училищного Совета при Святейшем Синоде. Являлся преподавателем Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы.

В 1914-1915 годах был редактором газеты "Приходской листок" (вместе с М.А Остроумовым).

С 14 мая 1918 по ноябрь 1919 года работал в Театральном отделе Наркомпроса.

2 января 1920 года утверждён преподавателем церковного пения, с 27 июля того же года - профессор гимнологии и церковно-славянского языка в Петроградском Богословском институте. Преподавал церковное пение и церковнославянский язык на богословских курсах второго благочиннического округа.

С 22 апреля 1922 года - преподаватель в классах пения на богословских курсах для взрослых при церкви св. Андрея, архиеп. Критского бывшей экспедиции заготовления государственных бумаг. Участник Александро-Невского братства.

С 1925 года - преподаватель греческого и церковно-славянского языков и церковного пения на Высших Богословских курсах.

С начала 1930-х годов - преподаватель русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения.

Арестован 17 февраля 1932 года. Содержался в следственном изоляторе одной из тюрем Ленинграда.

Скончался 1 марта 1932 года от сердечной недостаточности (от сердечного приступа во время допроса). Похоронен на Новодевичьем кладбище [4].

Порфирий Петрович Мироносицкий был великим тружеником и подвижником церковной школы, выдающимся педагогом и талантливым ученым. По его мнению, "церковная школа должна была соединить в себе добрые воспитательные начала древне-русской школы со строго научными данными современной педагогики".

Сочинения
  • "Дневник учителя церковно-приходской школы"
  • "Очерки развития грамотности в селе Мордовском Качиме, Городищенского уезда"
  • "Афинагор - христианский апологет II века" (магистерская диссертация, 1894)
  • "Школьный рождественский праздник" (1898, 3-е изд. - 1907)
  • "Записки по теории музыки" (1904)
  • "Лепта: Из школьных очерков" (1903; 4-е изд. - 1915)
  • "Ноты-буквы" (кн. 1-2, 1905)
  • "До-ми-соль. Нотная певческая грамота..." (1906)
  • "Нотная азбука для учеников" (2-е изд. - 1911, 3-е изд. - 1916)
  • "Словечко: Книжка для обучения грамоте" (кн. 1-2, 1909-1910; 4-е изд. - 1924)
  • "В защиту родной письменности"
  • "Сборник церковных песнопений: Богословская женская церковно-учительская школа"
  • "Церковное пение" (вып. 1 - 5; 1904 - 1909)
  • "Воскресения день. Пасха-Христос избавитель в песнопениях пасхальной утрени" (1912)
  • "Толковое богослужение" (вып. 1 и 2, Санкт-Петербург, 1912 и 1913)
  • "Начальные сведения по музыке" (1912 и 1917)
  • "Церковно-славянский словарик" (1912, 4-е изд. - 1917),
  • "Записки по гармонии" (1916)
  • "О порядке церковных чтений Евангелия" (1916) и др.
  • Акафист иконе Пресвятой Богородицы "Знамение-Царскосельская" (1929)

Литература
  • Санкт-Петербургский мартиролог / Сост.: В.М. Шкаровский и др. – СПб.: Мир; о-во свт. Василия Великого, 2002.-416 с.-Алф.указ.:с. 273-278.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии XX столетия. - Рус.Православ.Церковь, Моск. Патриархат, С.-Петерб.кпархия.; сост. А. Бовкало и др. - СПб.: Альфа, 1999.[4], VI, 123с.
  • Николай Балашов. На пути к литургическому возрождению. - М.: Круглый стол по религиозн. образованию и диаконии; Культ.-просвет.центр «Духов.б-ка», 2001.-507с.
  • Пензенская энциклопедия. - М., 2001.
Использованные материалы

  • Щапов В., краевед. Магистр Богословия П.П. Мироносицкий (1867 - 1932), сайт газеты Сосновоборского района Пензенской области "Трудовой путь":
    • http://www.trudput.ru/news-12-351.html
  • Кустов А.Б., Мироносицкий Порфирий Петрович (1867 – 1933)
    • http://nekropol-spb.ru/main/cemeteries/novodevichj...


[1] "Выпускники Пензенского духовного училища 1881 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/penzadu.html

[2] "Выпускники Казанской духовной академии 1891 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[3] Анастасия Наконечная, Материал о новомученике Порфирии Петровиче Мироносицком, Журнал "Вода Живая. Санкт-Петербургский церковный вестник" № 3 (март) 2012, http://aquaviva.ru/journal/mironositskiy-porfiriy-...

[4] По данным Спб некрополя - скончался 1 марта 1933 года.

Источник: https://drevo-info.ru/
25 февраля

День празднования ИВЕРСКОЙ иконы Божией Матери

26 февраля

Неделя сыропустная.
Воспоминание Адамова изгнания.
Прощеное Воскресенье

26 февраля

Преподобный Софроний (Сахаров)
о Прощеном Воскресенье

Чрезвычайную важность имеет этот день, когда мы искренно просим друг у друга прощения. Когда это прощение дано с обеих сторон, то душа чувствует себя свободной и полна мира. И это условие свободы и мира страшно облегчает Пост... И к этому дню приготовьте себя, чтобы выбросить из сердца и ума всякую тень раздражения против брата...

Каждый раз в подобные дни, как и в грядущее Прощеное Воскресенье, мы будем совершать этот подвиг и забудем все раны, нанесенные нам в жизни! И когда мы от сердца простим всем братьям нашим все, что накопилось в повседневности, полной труда, недоумений, теснот, лишений, то все это выбрасывается и дух наш освобождается и обретает свободу прощенного человека, избавленного от всех последствий греха и вдохновленного новой надеждой.

Не надо удивляться, что рождаются недоразумения в жизни, особенно Постом. Но надо научиться препобеждать эти трудности, чтобы исполнить закон Христа, Который сказал: «прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25). Тем самым, прощая грехи брату нашему или сестре нашей, мы входим в процесс спасения всего человечества. Каждый раз, когда появляются искушения или трудность какая (ибо невозможно избежать трений вследствие ограничений нашей плоти), надо непременно препобеждать это, и в этом проявится мудрость.

Преподобный Софроний (Сахаров)

Источник
28 февраля

Митрополит Варсонофий совершил великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского в Новодевичьем монастыре

Во вторник 1-й седмицы Великого поста, 28 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского в Новодевичьем монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили старший священник иерей Дионисий Харин, духовенство обители, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

За богослужением молилась настоятельница игумения София с сестрами.

"Великий пост - время богоугодное, благоприятное, время покаяния, - сказал владыка в проповеди. - Для нас, грешников, нет лучше времени, чем Великий пост. Покаяние, исповедь - может быть, единственное из того, что есть на земле, что может нас спасти. Если их убрать, никто из людей не спасется. Грех так захватил нас, что невозможно попасть в Царствие Небесное, поэтому Господь и начал проповедь со слов: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4:17). Без покаяния, исправления не попасть в Царствие Божие. В дни Великого поста наша Церковь становится купелью Иерусалимской, куда приходило множество болящих, слепых, хромых, глухих, прокаженных, чтобы окунуться в этот источник и получить благодать. Господь сегодня обильно изливает благодать на всех, кто приходит в храм. Кто исповедуется, кается, проникается любовью к Богу, тот получает благодати в ту меру, которую может вместить. И человек меняется - мы видим, как поколения людей меняются. Сейчас в храмы ходят совершенно другие люди, чем были до этого. Когда человек связывает жизнь с Богом, он не может не измениться. Мы помним, как поменялся мытарь Закхей после того, как Христос посетил его дом - для него это была такая честь, радость, что он стал святым (Лк. 19:5-10). Знаем из Евангелия и про других людей, которые изменили свою греховную жизнь и ходили за Спасителем. Он и нас зовет к покаянию, любви, борьбе с грехом. Покаяться - это полдела, Господь нам ставит более высокую задачу: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Мы должны стать святыми, как Господь свят, - вот к чему нужно стремиться. Не просто исповедоваться, каяться, а облечься в святость. Это труд всей жизни, но Бог помогает всякому, кто стремится к духовному совершенству".

"Постом мы часто слышим молитву преподобного Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего...", в которой просим, чтобы Господь удалил от нас духов, - продолжил архипастырь. - Один из них - дух празднословия, им почти все обладают. Господь дал нам дар слова, выделил нас из всего мира - мы можем говорить. Как этим даром пользоваться, с кого брать пример? Со Христа, Богочеловека. Как Он пользовался словом! Помните, иудеи говорили о Нем: "Никогда человек не говорил так, как Этот Человек" (Ин. 7:46), потому что Он говорил "как власть имеющий" (Мф. 7:29). Он Своим словом мертвых воскрешал - сказал Лазарю: "Гряди вон" (Ин. 11:43) - и Лазарь четверодневный вышел из гробницы. Скольких Он исцелил больных - и даже на расстоянии, как слугу сотника (Мф. 8:5-13). Какой же мы можем тут взять для себя пример? Господь пользовался словом только ко благу людей. Нам надо подумать, как мы используем слова, почему дух празднословия в нас так крепко сидит. Мы должны понимать, что сказанное нами слово не умрет - оно пойдет туда, на Страшный Суд, ибо сказано: "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12:37). Вот как важно, что именно мы говорим, а мы не придаем этому значения, и часто из нашей души слово переливается в другую душу. А если оно плохое? "Злые языки страшнее пистолета" - словом можно даже убить человека или такую ему рану нанести, что он будет помнить всю жизнь. Мы часто словом неправильно пользуемся. С духом празднословия надо бороться, не вести пустые разговоры. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20), - говорит Христос. Если будем помнить, что Он посреди нас, не станем говорить лишнее, ругаться. Как возле Христа можно ругаться? Невозможно!"

"Святые люди замечают, что чем человек больше говорит, тем меньше молится. Так и есть: когда человек молчит, он может в это время читать молитву Иисусову, а когда говорит, это не получится. Если мы молчим, можно воспользоваться моментом и ум свой направить к Богу. В монастырях в прежние времена была такая практика: когда заканчивалось вечернее богослужение и братия расходились по кельям, игумен смотрел, чтобы они не разговаривали друг с другом, не собирались в группы, потому что погашалась благодать, которую человек приобретал за богослужением. Преподобный Сергий Радонежский по вечерам ходил по монастырю, и если видел через окно, что братия собрались вместе и разговаривают, стучал в окно, чтобы они расходились. Вдвоем еще можно поговорить: молодому иноку со старцем, сестре с игуменией - это допустимо. Но если соберется больше людей - тут и начнется празднословие. Японцы говорят, что если собралось больше двух человек - это потерянное время. Часто бывает, что мы говорим, говорим, а потом в душе грустно и пусто. Потратим силы в пустой болтовне, и что-то полезное сказать у нас уже сил не хватает. Что может сказать сердце, если оно пусто? Если уж говорим что-нибудь, то пусть наше слово будет вдохновляющим, бодрящим, внушает оптимизм, чтобы человек захотел жить. Если говорить только о плохом, делиться страхами, то будем только унывать. А человек унывает потому, что не надеется на Бога. Важно помнить, что все управляется Промыслом Божиим, без Бога ничего не происходит. Мы должны друг друга поддерживать, вдохновлять на труды и подвиги, на молитвы. Я хочу вас вдохновить на Великий пост, чтобы вы не грустили, не унывали, а копили в сердце мир и радость, и с ними встретили Светлое Христово Воскресение", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Обители были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.