To main content
НОВОСТИ
декабрь 2022 года
4 декабря

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

4 декабря

Престольный праздник храма Свято-Владимирской школы

8 декабря

ПАМЯТИ ГЕРОЯ
Церковное поминовение и установка именной таблички на месте захоронения коменданта Петропавловской крепости

9 декабря, в День Героев Отечества, безымянная могила в некрополе Новодевичьего Воскресенского монастыря обретет имя заслуженного героя, коменданта Петропавловской крепости, кавалера орденов св. Георгия 4 и 3 степеней, генерала от инфантерии Ивана Степановича ГАНЕЦКОГО (1810-1887) и его супруги Любовь Дмитриевны ГАНЕЦКОЙ (1819-1881).

В этот день в 12 часов, на месте уничтоженного надгробного памятника, будет установлена временная табличка с именами покойных, отслужена заупокойная лития и пройдет церемония возложения цветов от представителей патриотических организаций и общественности Санкт-Петербурга.

Жизнь и служебная деятельность Ивана Степановича Ганецкого были тесно связаны с Петербургом. Получив военное образование в 1-м кадетском корпусе и начав в 1828 году службу младшим офицером Л.-гв. Финляндского полка он, неизменно проявляя в течение последующих 59 лет «необыкновенную храбрость и безукоризненное исполнение своих обязанностей», завершил свой служебный и земной путь будучи полным генералом и командиром главной крепости Российской империи. Эти, без малого, шесть десятилетий вместили в себя войны с Турцией, боевую службу на Кавказе, походы в Венгрию и Польшу, напряженную работу по реорганизации и усилению боевой мощи русской армии в эпоху «Великих реформ».

Командуя всеми войсками 6-го участка блокады Плевны, в ходе Русско-турецкой Освободительной войны 1877-1878 гг., Иван Степанович и вверенные ему части, проявив отменное мужество и стойкость, отразили отчаянную попытку турецких войск прорвать оборону русских войск и, перейдя в наступление, заставили капитулировать неприступный гарнизон. Падение Плевны стало одним из переломных моментов в ходе той победоносной войны.

Любовь Дмитриевна Ганецкая скончалась 19 апреля 1881 г. и была погребена на Новодевичьем кладбище. Иван Степанович, завещал похоронить себя рядом с ней, а не на Комендантском кладбище Петропавловской крепости, что соответствовало его положению.

Воля покойного была исполнена 12 апреля 1887 г. Символично, что церемония отпевания, на которой лично присутствовал Император Александр III, и похорон заслуженного героя состоялась ровно в день 10-й годовщины объявления Высочайшего Манифеста о войне с Турцией.

В советское время многие захоронения и надгробные памятники некрополя Воскресенского Новодевичьего монастыря подверглись варварскому уничтожению. В числе утраченных считалось и захоронение супругов Ганецких. Известен был только участок, на котором оно располагалось.

Осенью 2022 г., после проведения дополнительных исследований и сопоставления всей информации из имеющихся документов, фактически сохранившихся и утраченных могил и надгробных памятников на участке, удалось точно идентифицировать одно из безымянных захоронений без памятника, как место упокоения Ивана Степановича и Любовь Дмитриевны Ганецких.

Установка таблички с именами достойных представителей города станет началом большой работы по приведению в надлежащий порядок этого места захоронения и установке достойного памятника славному Герою Отечества.
8 декабря

Приют Благодать при Воскресенском Новодевичьем монастыре

11 декабря

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Священномученика Серафима Чичагова

12 декабря

Святейший Патриарх Кирилл: Церковь выступает за фундаментальное право граждан отказываться от биометрической идентификации

12 декабря 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил председателю Государственной Думы ФС РФ В.В. Володину письмо по поводу рассмотрения законопроекта № 211535-8 «О государственной информационной системе "Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица"».

Законопроект, призванный содействовать реализации государственной политики в области повышения безопасности обработки биометрических персональных данных, был внесен на рассмотрение в Государственную Думу 12 октября с.г.

«Приветствуя развитие информационных технологий и появляющиеся в связи с этим новые возможности, Церковь всегда призывала помнить и о рисках, которые они неизбежно с собой несут», — отметил Святейший Патриарх Кирилл и напомнил, что в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года, говорится, что проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться».

В «Послании Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием» от 25 августа 2020 года подчеркивается, что «использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных — все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».

Вместе с тем, по словам Его Святейшества, «с учетом фактически бесконтрольного на протяжении ряда лет сбора биометрических данных коммерческими организациями сама необходимость государственного регулирования данной сферы представляется обоснованной».

Синодальными учреждениями проводились предварительные консультации с Министерством цифрового развития России, а также с Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. В результате конструктивных переговоров были учтены некоторые предложенные церковной стороной поправки, другие находятся в процессе обсуждения.

«Церковь солидарна с теми экспертами, которые утверждают, что любая база данных хранения личной информации, в том числе биометрической, не может быть полностью защищена от утечек. Базы данных в России и за рубежом периодически взламываются злоумышленниками. Риски утечек биометрической информации являются не в полной мере изученными в силу новизны технологии, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. — По этим и другим причинам Церковь выступает за фундаментальное безусловное право граждан отказываться от биометрической идентификации с абсолютными гарантиями недискриминации в случае такового выбора. К сожалению, уже сегодня можно наблюдать практики, имеющие негативные признаки. Ради сохранения мира и согласия в обществе необходимо исключить любые материальные преференции для тех, кто использует биометрическую идентификацию».

«В мой адрес поступают многочисленные обращения обеспокоенных этими вопросами людей. Несмотря на остроту вопроса и необходимость формирования взвешенного подхода к регулированию биометрических данных, общественных слушаний не проводилось. Наиболее заметную обеспокоенность выражает родительское сообщество, что обосновывает нашу позицию о полном запрете сбора биометрических данных детей», — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви.

В заключение, принимая во внимание тот факт, что сегодня как никогда важно сохранять общественное единство, Святейший Владыка попросил председателя Государственной Думы России В.В. Володина рассмотреть поправки к тексту законопроекта, предложенные Русской Православной Церковью.

Источник: http://www.patriarchia.ru/
13 декабря

Игумения София поздравила с именинами настоятеля Благовещенского собора прот. Андрея Дьяконова

16 декабря

По благословению правящего архиерея в Новодевичьем монастыре состоялось собрание отделения Союза православных женщин

17 декабря

В обители молитвенно почтили память прп. Иоанна Дамаскина

18 декабря

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Вмц. Варвары (перенесение памяти)

18 декабря

Игумения София поздравила монахиню Антонию с юбилеем

18 декабря игумения София поздравила казначею Константино-Еленинского монастыря - монахиню Антонию с 55-летним юбилеем.
19 декабря

День памяти святителя Николая Чудотворца - престольный праздник придела Воскресенского собора

19 декабря

Благодарственное письмо митрополита Псковского и Порховского Тихона игумении Софии

19 декабря

«Радуйся, рода христианскаго возвышение»: Акафист святителю Николаю Чудотворцу

20 декабря

Игумения София приняла участие в ежегодном епархиальном собрании

20 декабря

Текущий ремонт помещений Свято-Владимирской школы

20 декабря

Устройство систем пожарной безопасности в Свято-Владимирской школе

22 декабря

Игумения София приняла участие в обретении мощей священноисповедника Михаила Союзова

На Смоленском кладбище 22 декабря состоялось обретение мощей священноисповедника Михаила Союзова. Его имя внесено Священным Синодом в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской 25 августа 2022 года (журнал №76).

Перед обретением протоиерей Евгений Шогенов отслужил молебен в соборе Воскресения Христова прихода Смоленской иконы Божией Матери.

Поднятие мощей и их освидетельствование происходили при участии членов специально созданной епархиальной комиссии во главе с епископом Кронштадтским Назарием и уполномоченного представителя от Синодальной комиссии по канонизации - епископа Петергофского Силуана, ректора СПбДА.

Среди присутствовавших были протоиереи Сергий Куксевич, Владимир Сорокин, Евгений Шогенов, иерей Павел Ермошкин, игумения София, а также прокурор города Виктор Мельник.

После вскрытия в могиле были обнаружены останки священноисповедника Михаила, о чем свидетельствуют лежащие во гробе напрестольный металлический крест и требное Евангелие, которые вкладываются в руки священников при погребении. Эти предметы в значительной степени истлели, но сохранили видимую форму. Найдены также фрагменты облачения.

Святые мощи под колокольный звон были перенесены в Воскресенский собор для омовения и положения в раку.

Источник: http://mitropolia.spb.ru/
24 декабря

Акафист перед иконой Божией Матери «Достойно Есть», написанной на Святой Горе Афон в 1885 году

25 декабря

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца

26 декабря

Подготовка к Рождеству в приюте Благодать

27 декабря

Чтобы была любовь к богослужению…
Игумения Илариона (Феоктистова)

28 декабря в Константино-Еленинском монастыре отмечают День Ангела настоятельницы, игумении Иларионы (Феоктистовой). В своем докладе на ХХХ Международных образовательных чтениях игумения Илариона поделилась своими мыслями о том, почему необходимо понимать смысл церковной службы, как понимание смысла богослужения связано с качеством молитвы, чему мы можем научиться из богослужебных текстов. Наш разговор стал продолжением этой важной темы. Сегодня мы поздравляем игумению Илариону с предстоящим тезоименитством и предлагаем вниманию читателей «Монастырского вестника» беседу с матушкой.

Матушка, благословите! В своем докладе на ХХХ Международных образовательных чтениях вы рассказывали о необходимости понимания насельницами монастыря смысла и содержания богослужения. Почему это так важно?

Из опыта монастырской жизни мне видится суточный, недельный, годовой богослужебный круг спасительным или даже «спасательным кругом» для современных христиан. Не только для монашествующих, но и для мирян, для всех нас основным смыслом жизни является спасение души. Вне Церкви, как известно, спасения нет. Богослужение – это одна из форм хранения Священного Предания, Божественного откровения. В богослужении содержится все, что Господь Иисус Христос принес на землю и открыл человечеству о спасении. В таинствах, священнодействиях, церковных текстах, храмовой архитектуре, иконописи заключено то самое главное, что хранит Церковь, и поскольку монашествующие посвятили себя Богу, то кому же как не нам заботиться о хранении Священного Предания, духовной традиции Церкви. По степени значимости ничто другое не может сравниться для инока с участием в богослужении, проживанием евангельских событий.

Богослужебные тексты складывались веками, и сегодня для нас это – основной источник знания, благодаря которому мы можем прикоснуться к истине, усвоить все необходимое для спасения. Богослужение вводит нас в атмосферу Священного Предания разными способами. Даже если человек просто молится и делает поклоны, присутствуя на богослужении, просто пропускает через ум и сердце все, о чем читают и поют в храме, не говоря уже о клиросном, алтарном или церковном послушании, он принимает участие в Богообщении.
Но кроме внешнего, должно быть еще и внутреннее участие. Ведь важно не просто присутствовать – прочитал, спел, поставил аналой, коврик постелил, свет зажег, свет потушил – важно соучаствовать в событиях, о которых вспоминает Церковь на богослужении. И тут встает проблема понимания всего происходящего в храме. Ведь суточный круг богослужения – это воспоминание всей священной истории: от сотворения мира – мы начинаем вечерню 103-м псалмом – до Девятого часа, где говорится о Втором Пришествии и жизни будущего века. Другими словами, посредством богослужебных текстов вся Священная история ежедневно проходит перед нашим духовным взором. То же можно сказать и о годовом круге, о церковных праздниках, в содержании которых отражена жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Проживая вместе со Спасителем события Его земной жизни, мы, конечно же, должны молиться и усваивать дух Евангелия. И для монашествующих, людей, которых Господь призвал в монастырь, чтобы измениться, важно основным содержанием своей внутренней жизни, своего духовного опыта сделать все то, что содержится в богослужении. Монашествующие живут в монастыре, в непосредственной близости от храма. Все наши послушания так или иначе связаны с богослужением. Мы имеем возможность часто бывать на службах, непосредственно участвовать в них.

В духовной жизни очень важна преемственность. И для поддержания традиции необходимо, чтобы были носители Святого Духа, люди, имеющие опыт жизни во Христе. Сейчас часто говорят, что мы наблюдаем некое оскудение духоносных людей. Но значение богослужения остается неизменным, Церковь хранит все то, что не должно быть утрачено со временем.
В Вашем выступлении также звучала мысль о том, что с пониманием смысла богослужения улучшается и его качество. Поясните ее, пожалуйста.

Когда есть понимание службы, качество богослужения несомненно повышается. Во-первых, все слова надо произносить правильно, а чтобы их правильно произносить, нужно понимать, почему именно так, а не иначе построена та или иная фраза, где ее начало, где конец, о чем идет речь, какие употреблены термины и каков их смысл. Ведь иногда богослужебные тексты читают в храме так же, как светские. Очень важен правильный тон. Голос, интонация, кстати, очень сильно отражают понимание смысла. Если человек грамотно с пониманием читает, то он не только вербально, но и невербально передает молящимся смысл богослужения.
Все это спасительно и для самих чтецов, но и все, кто находится в храме, ведь тоже прикасаются к этому смыслу. Молитва и псалмопение передаются от сердца к сердцу. Действия, которыми наполнено богослужение, тоже должны быть осмысленными. Предполагается, что все, кто принимает участие в службе, понимают, что, когда, например, включается свет в храме, это имеет определенный смысл. Что это напоминание о Божественном свете, о просвещении человека светом Христовой Истины, что это торжественный и важный момент богослужения. Или что потушенный свет символизирует священное ночное время, когда совершилось таинство Боговоплощения, когда кающиеся проливают покаянные слезы, когда приближается Страшный Суд. Все в богослужении очень важно, нельзя механически совершать те или иные действия и думать при этом о чем-то другом. Если человек понимает смысл происходящего, он в любой обстановке сориентируется, что и как надо делать, чтобы его действия соответствовали чинопоследованию богослужения. И суеты в таком случае тоже бывает меньше. В женских монастырях задача насельниц заключается еще и в том, чтобы все правильно подготовить к службе, дабы обеспечить священнику возможность спокойно совершать ее, предстоя у Престола. Батюшка всегда чувствует молитвенный настрой в храме, и это очень важно для всех нас.
Монашествующие призваны к молитвенной жизни. Основное дело монаха – молиться. Соборная молитва во время богослужения – это существенная часть духовной жизни инока. Есть личная молитва, келейное правило, есть общее монашеское правило, однако именно богослужение занимает самую значительную часть времени жизни монаха и дает нам образец молитвы.

Постигать смысл богослужения, конечно же, непросто. Это очень большая нагрузка для души, к которой душа современного человека не приучена. Однако доводить до ума и сердца смысл молитв, Литургии и других богослужебных текстов необходимо. Благодаря пониманию и формируется правильное отношение к духовной жизни. Об этом пишут и святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий (Брянчанинов), на это обращали особое внимание старцы нашего времени. Вообще все подвижники благочестия внимательно и благоговейно относились к богослужению, а нам, современным людям, этого очень не хватает.

Земной путь человека рассматривается перед лицом Божиим с точки зрения исполнения заповедей. Из текстов богослужений мы учимся у святых отношению к жизни, узнаем, как они молились в различных ситуациях, освежаем в памяти догматы веры. Смысл богослужения раскрывает для нас и смысл Иисусовой молитвы, которая не должна быть для молящегося набором ничего не значащих слов. Постигая красоту и смысл богослужения, мы погружаемся в благодатную атмосферу духовности, и в этом должен быть задействован весь человек – и тело, и душа во всех ее проявлениях: разум, чувство, воля. Определенный труд предлагается для каждой силы души, и именно таким образом созидается ее целостность. И тут не надо ничего придумывать, все определено уставом и все полезно для того, чтобы научиться молитве в пространстве храма.
Начиная с самых простых действий – как и когда совершать поклоны, в какое время креститься, когда можно сидеть… Здесь начинается практика для многих добродетелей: послушания, взаимопонимания, готовности уступить, сочувствовать, смириться, умения совместно исполнять какое-либо дело. На этом пути, как правило, возникает много всяких трудностей, которые, однако, тоже полезны для наблюдения за собой, потому что помогают понять, какие грехи, страсти присутствуют в душе.

Матушка, еще Вы говорили о том, что в Вашем монастыре все сестры присутствуют на богослужении. Но сестер не так много, и у всех есть послушания. Не бывает ли ропота со стороны насельниц?

Конечно, мы устаем. Прежде всего надо сказать, что мы всегда стремились к тому, чтобы полностью проходить суточный круг. Не всегда, к сожалению, это удается, есть послушания, которые требуют присутствия сестер. И все же мы стараемся по максимуму использовать все возможности для того, чтобы бывать на богослужении. Главное ведь, чтобы было стремление, чтобы была любовь к богослужению, желание находиться в храме, а это очень важно поддерживать. Да, это труд, но труд благодатный. И здесь имеет значение не только то, что мы тратим силы во время богослужения, но и то, что мы их получаем. Присутствие на богослужении дает силы душе для того, чтобы и всю остальную деятельность осуществлять качественно, сохранять на послушаниях и вне храма молитвенный настрой, который мы получаем в храме.
Сейчас много говорят о непрестанной молитве. Апостол Павел призывает: «Непрестанно молитесь». Учение исихазма и практика Иисусовой молитвы предполагают постоянное молитвенное делание. Но обычно это почему-то воспринимается отдельно от богослужебной жизни, хотя Иисусовой молитве можно обучиться и посредством богослужения. Уставы несут в себе идею непрестанного богослужения. И смысл, и покаянное чувство, и молитвенный настрой, и догматическая составляющая – все это является содержанием богослужения. А самое главное – это связь богослужения с жизнью. Богослужение не заканчивается отпустом, который произносит батюшка в храме. Оно просто переходит в другую форму. Храм и внехрамовое пространство молитвенно связывает чин о Панагии, когда Богородичная просфора переносится из храма в трапезную, символизируя, что трапеза – это продолжение службы. После трапезы начинаются послушания. Это наше служение Христу, когда мы все свои труды, предпринимаемые не ради корысти, а ради любви к Богу и ближним, посвящаем Господу.

А как сестры постигают смысл богослужения? Как и где они учатся?

Те, кто имеет способности, получают высшее богословское образование. В настоящее время сестры обучаются на курсах базовой богословской подготовки для монашествующих. У нас сестры вообще хорошо относятся к учебе. Это, конечно, тоже дополнительный труд и время... Тем, кто в возрасте, сложно усваивать материал, но в целом настрой очень положительный. Для нас очень важно, что знания подаются системно и что есть зачеты по предметам – проверка, которая в определенной мере является стимулом к учебе.
Самую важную часть обучения сестры проходят на практике. С каждой сестрой занимаемся индивидуально и чтением, и пением. Читают у нас все. Я всегда предупреждаю, что участвовать в богослужении в качестве чтецов обязательно придется всем сестрам. Человек постепенно входит в богослужение. Есть определенный порядок освоения богослужебных текстов – сначала люди учатся читать утренние и вечерние молитвы, потом полунощницу, кафизмы, потом более сложные части богослужения, те, что требуют знания устава. Каноны и Апостол усваиваются в последнюю очередь. У нас есть старший чтец, старший уставщик. Для занятий уставом и церковнославянским языком приглашаем преподавателей. Я и сестры, которые имеют богословское образование, тоже проводим занятия. Так что процесс этот для всех нас творческий и непрерывный. Важной частью обучения и полезным опытом является работа над ошибками. Слушая начинающих чтецов, кто-то из старших записывает все допущенные неточности, чтобы показать человеку, что именно он должен исправить. Это важно, в первую очередь, потому что касается смысла богослужения, а смысл непременно надо беречь, для этого важно правильно произносить слова и понимать всё, что читаешь или поешь в храме.

Церковным пением в нашем монастыре тоже занимаются почти все сестры. Клиросное послушание несут те, у кого есть успехи.

Время от времени приходится слышать, что «знание надмевает». Как Вы относитесь к этому утверждению?

В самом деле, довольно часто приходится это слышать... Но конечно, не само по себе знание виновато, а духовное устроение современного человека. Однако некая опасность при избытке знаний и отсутствии необходимого духовного опыта все же присутствует. Привычка поглощать информацию в любом виде создает иллюзию того, что человек прекрасно разбирается в духовной жизни и даже живет ею. На самом же деле это обманчивое впечатление, и наш реальный духовный опыт – это, как правило, опыт младенца. По мере приобретения духовного опыта человеку открывается, конечно же, и знание святоотеческое, однако без начального духовного образования – изучения катехизиса, литургики, освоения базовых знаний догматического богословия – вообще ничего не получится в духовной жизни. Насколько надмевает знание, мне трудно судить… Бывает, что, наоборот, смиряет. Все зависит от того, как человек воспринимает все то, что он познает.
Просвещение противоположно невежеству, в частности, невежественному отношению к догматам, основам православной веры. И именно в просвещении видится предупреждение церковных разделений и расколов. С другой стороны, церковные разделения все-таки чаще имеют в своей основе иные причины. «Где случилось падение, там предварила гордость», – говорит Иоанн Лествичник. Способно ли, на Ваш взгляд, знание основ православной веры уберечь Церковь от разделений?

Человек – существо цельное. И хотя современные люди воспринимают знания как набор информации, на самом деле знание, как вéдение, – это, собственно, и есть живой духовный опыт, который включает в себя и интеллект, и глубокое сердечное постижение истины, и реальный жизненный опыт. Невежество же, как неведение, как ни странно, является тяжелейшим грехом. Нежелание знать – это и отсутствие веры, и отсутствие смиренномудрия. Ведь и наш духовный опыт, и наши знания имеют в своем основании веру, а недостаток веры сразу выражается в отсутствии желания и возможности понимать и усваивать знания о вере.

Но иногда бывает – и чаще, действительно, при гордостном устроении души, что мозг начинает выдавать какие-то неверные решения. Человек, привыкший верить только себе, верит своим мыслям, помыслам, увлекается ими; так произрастают ереси и расколы. Насколько обучение может предотвратить этот процесс или поспособствовать ему, трудно сказать. У каждого человека свой путь. Наше спасение от Бога, но оно зависит и от личного выбора человека. Возвращаясь опять же к значению богослужения, можно сказать, что оно собирает человека, задействует его полностью, и это очень важно. И поэтому наше отношение ко всему в жизни, в том числе и к учебе, тоже должно быть целостным. Для чего мы учимся? Какова цель приобретения знаний? Не просто так ведь, а для того, чтобы наша молитва имела твердое основание в виде догматов, церковного предания, истории Церкви… В конечном итоге все, что делается человеком на земле, делается ради спасения. Даже в слова Иисусовой молитвы мы должны вкладывать истинный смысл. А откуда мы его узнаём? Мы его узнаём разными способами. Очень полезно, например, знакомство с историей Церкви. Хотя многое зависит от того, как именно ее преподают. Если просто как набор фактов, – это одно, если же преподаватель показывает события с точки зрения Промысла Божия в человеческой истории – это совсем другое. Это укрепляет веру, несмотря на то, что действительно очень сложные ситуации в истории Церкви были, есть и будут. Мы видим, что каждый раз, когда Господь проводил Церковь через испытания, святые люди брали на себя ответственность, чтобы защитить истину, и Церковь оставалась стоять в ней. Но чтобы защитить истину, надо знать ее.
Матушка, как Вы пришли к монашеству?

В Церковь я пришла, когда мне было 22 года, сразу после Крещения. До этого успела поработать в светской организации. Сначала трудилась в храме уборщицей, стояла у подсвечников. Это занятие мне очень нравилось, я почитала все происходящее со мной за большое счастье, впрочем, и до сих пор так же отношусь к церковному послушанию. Уже тогда у меня возник интерес к молитве, которая мне виделась главным содержанием жизни, хотелось молиться с пониманием. Четыре года я отработала, и это был очень яркий и радостный период воцерковления, начала духовной жизни. Однако монашество, как я его тогда понимала, мне казалось совершенно непосильным. Со временем все изменилось, конечно. Господь призвал. Я не думаю, что мы сами что-то выбираем. От человека зависит лишь, откликнется он на Божий призыв или нет. В миру у меня было много разных интересов, но постепенно я убеждалась, что ничему из того, что меня тогда увлекало, я не готова посвятить жизнь. Последним важным делом моей светской жизни было духовное образование. Из всех занятий именно богословие интересовало меня больше всего, очень хотелось получить богословское образование, но это казалось почти недостижимым. Однако я все-таки пошла поступать в Свято-Тихоновский институт (сегодня ПСТГУ), и после первой сессии поняла, что для меня такое образование будет иметь смысл только в контексте монашеской жизни.
Другими словами, богословское образование привело Вас в монастырь?

Не знаю, образование ли привело... Мне хотелось учиться, училась я хорошо, все было очень интересно, и я готова была заниматься наукой, но увидела, что эти знания надо обязательно применять, они нужны именно для этого. Так я и пришла в монастырь, а заканчивала образование уже будучи монахиней.

Примечательно, что в институте с каждым годом становилось все очевиднее, что те учащиеся, кто только по воскресеньям ходят в храм и не соприкасаются с богослужением напрямую, учатся с большим трудом. А священники и все те, кто постоянно находятся в пространстве храма, знают богослужение, легко сдают экзамены по всем предметам. Богослужение установлено Господом в соответствии с природой человека для нашего исцеления и, в конечном итоге, для спасения. Оно составляет саму жизнь, поэтому и воздействие его на душу очень благотворно. В то же время Русская Церковь – наследница византийской культуры, и современному человеку с его системой восприятия мира, заложенной светским образованием, трудно усваивать духовные знания. Поэтому так важно «войти» в богослужение, научиться пребывать внутри этого совершенного действа, где есть определенная иерархия и всё находится на своих местах.
Матушка, что бы Вы рассказали человеку, который выбирает свой жизненный путь, о монашестве, если бы он попросил Вас об этом?

Знаете, самое главное, что надо знать о монашестве, так это то, что если мы ищем источник жизни, то в монашестве он точно есть. Через монашество Господь каждому человеку дает именно то, что лично ему нужно для спасения. Монашество – это жизнь во всей полноте, притом жизнь очень яркая. Внутренняя, прежде всего, но и внешняя, конечно, тоже. Если говорить о радости, то радость, которую Господь дает в монашестве, в миру, наверное, испытать невозможно. Пасхальная радость, пожалуй, помогает получить представление о ней. Если говорить о скорбях и переживаниях, то они подлинные и глубокие. Если о трудах, то труды в монастыре, с одной стороны, простые, с другой – очень разнообразные и подчас даже непредсказуемые, никогда точно не знаешь, чем именно придется заниматься. Где Бог, там тайна, поэтому заранее подготовиться к чему-то конкретному почти невозможно.

Монашество несомненно связано с неким риском для человека, потому что ему, во-первых, приходится всё оставить, во-вторых, он не знает, что его ждет, в-третьих, ведь и сам себя он тоже не знает. Так как иноческий путь – это путь покаяния, следуя им, мы, прежде всего, встречаемся с познанием своей греховности. Но при этом узнаем и милость Божию через удивительное ощущение образа Божия в себе.

Монашество, конечно же, предполагает личный подвиг. Но не придуманный, а настоящий. Когда человек приходит в монастырь с готовой схемой своих собственных представлений о том, каким должно быть монашество, это бывает очень опасно, печально, и это то, чего совсем не надо делать. Наоборот, выбирая монашество, надо быть готовым воспринять Божественный Промысл о себе. Быть готовым к послушанию в самом широком смысле этого слова. Хотя, наверное, полностью к этому подготовиться невозможно, и нужно понимать, что мы, оставляя всё, идем в эту неизвестность с надеждой на Бога. Но именно это и важно, потому что это, собственно, и есть жизнь. И она того стоит.
Беседовала Екатерина Орлова
Фото: Владимир Ходаков
Снимки также представлены Константино-Еленинским монастырем

Источник: https://monasterium.ru/
27 декабря

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) к проекту федерального закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В законопроект по предложению Церкви внесены следующие поправки, направленные на обеспечение права гражданина на отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных.

Во-первых, законопроект прямо предусматривает не только право лица на отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных, но содержит также и нормы, касающиеся формы и процедуры отказа. Так, согласно ст. 2 законопроекта, отказ предоставляется лицом лично в отделение МФЦ с получением в МФЦ письменного подтверждения предоставления такого отказа. Форма данных отказа и его письменного подтверждения будут определены Правительством РФ. Важно отметить, что лицо вправе отозвать отказ, предоставив такой отзыв лично в отделение МФЦ, с получением письменного подтверждения отзыва отказа. На этот случай форма отзыва отказа и его письменного подтверждения также будут определены Правительством РФ.

Во-вторых, законопроект допускает размещение на едином портале госуслуг (ЕПГУ) сведений об отказе от сбора и размещения биометрических персональных данных, а также об отзыве такого отказа только в том случае, если лицо зарегистрировалось в единой системе идентификации и аутентификации. В случае, если гражданин не дал согласия на такую регистрацию, сведения о сделанном им отказе от сбора и размещения биометрических персональных данных, а также об отзыве такого отказа в ЕПГУ.

В-третьих, законопроект запрещает дискриминацию граждан в зависимости от прохождения ими идентификации и аутентификации. Так, в ст. 2 законопроекта содержатся положения о том, что оказание услуг, выполнение работ и продажа товаров не могут быть обусловлены прохождением идентификации и аутентификации. Равным образом объем предоставляемых услуг (выполняемых работ) и количество товаров также не могут зависеть от прохождения потребителем идентификации и аутентификации.

Важно, что законопроектом предусмотрено исключительное право родителей и иных законных представителей несовершеннолетних предоставлять согласие на размещение и обработку их биометрических персональных данных. Соответственно, родители вправе отказаться от сбора и размещения биометрических персональных данных несовершеннолетних, а также отозвать впоследствии данных отказ.

Хотела бы также отметить, что законопроект предусматривает создание при правительстве РФ Координационного совета по развитию цифровых технологий идентификации и аутентификации на основе биометрических персональных данных. В состав данного совета войдут не только представители общественности и экспертного сообщества, но также и представители централизованных религиозных организаций.

Церковь предлагала также установить закрытый перечень биометрических персональных данных, подлежащих размещению и обработке в целях идентификации и аутентификации. Данное предложение учтено частично. Редакция законопроекта предусматривает закрытый перечень биометрических персональных данных подлежащих сбору и размещению в единой биометрической системе, к таким данным относятся изображение лица человека, полученное с помощью фото- и видеоустройств и запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств. Однако, после 2024 года данный перечень предполагается расширить, о чем сказано в п. 9 ст. 27 законопроекта, согласно которому с 1 сентября 2024 года действие закона будет распространено на виды биометрических персональных данных, определенные Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и Координационным советом. Вместе с тем, установленный законопроектом запрет на размещение и обработку геномной информации не подлежит пересмотру.

Источник: https://monasterium.ru/
28 декабря

В обители молитвенно почтили память священномученика Илариона, архиепископа Верейского

28 декабря

Надвратный храм Положения Пояса Пресвятой Богородицы

28 декабря

Воссоздана колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря

"В этом году исполнилось 25 лет со дня возрождения Воскресенского Новодевичьего монастыря после долгого периода его закрытия в советское время. В этот юбилейный год важным событием для нас стало воссоздание и открытие колокольни, которая является главным входом на территорию монастыря, - сказал журналистам старший священник обители иерей Дионисий Харин. - Историческая справедливость восторжествовала, колокольня снова возвышается над Московским проспектом как одна из его доминант. Как и в прежние времена, она созывает верующих на молитву".

"Проведены изыскательные работы, был обнаружен старый фундамент. Сама колокольня была восстановлена согласно историческим документам и чертежам на том месте, где была построена в 1895 году. В 2020 году мы прошли экспертизу, в 2021 году начали строительство", - рассказала гендиректор компании "Росстройинвест" Валентина Калинина.

Настоятельница монастыря игумения София отметила, что в этом году исполнилось 130 лет с начала строительства колокольни. "Знаменательно, что в такой юбилейный год мы сумели воссоздать колокольню. Она выглядит практически как свеча на Московском проспекте. Это - подношение града Петербурга не только земному, но и небесному Отечеству", - сказала настоятельница.

Высота колокольни составила 55 метров. Она оснащена колоколами с электронным управлением. Надвратный храм посвящен поясу Богородицы в память о его принесении в монастырь в 2011 году - этому событию посвящена также одна из мозаик на святых вратах колокольни. Центральная мозаика изображает святого Александра Невского. Еще четыре мозаики внутри входной арки отражают значимые события в жизни обители, среди которых - ее основание в присутствии царской четы и освящение колокольни.

Игумения София отметила, что предстоит еще много работы: "Идут комплексные реставрационные работы в Казанском храме. Еще два храма на кладбище, которые относятся к доминатам города, подлежат восстановлению. Необходимо благоустройство территории и воссоздание надгробий. В планах строительство еще одного храма с центром для семей, молодежи и детей".

По ее словам, оснащение и расширение требуется богадельне и центру для матерей с детьми, которые попали в сложную жизненную ситуацию.

Проект строительства колокольни, выполненный архитекторами Бенуа и Цейдлером, был одобрен в 1891 году, и уже в 1895 году он был полностью реализован, все работы были окончены. В начале 1930-х при расширении Забалканского проспекта (ныне - Московского) колокольня была взорвана. Закладной камень на месте воссоздания колокольни был освящен 17 сентября 2016 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. 13 сентября 2021 года колокольню освятил Святейший Патриарх Кирилл.

Источник: http://mitropolia.spb.ru/
28 декабря

Приют Благодать на Новогоднем празднике

28 декабря

25 лет обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого)

25 лет обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого). Читаем труды священномученика Илариона вместе!

24 июля 2023 года исполняется 25 лет со дня обретения мощей одного из самых известных Соловецких новомучеников архиепископа Илариона (Троицкого). Сегодня, в день его памяти, мы запускаем новую интернет-акцию.

До 24 июля предлагаем вам читать труды священномученика Илариона вместе с нами! Присылайте нам любимые и понравившиеся вам фрагменты и цитаты из трудов священномученика.

Присылать можно сюда:
➡️ В Телеграмме в наш
бот для обратной связи
@Solovki_mon_bot

➡️ Или в сообщения и предложенные новости нашей группы ВКонтакте
Также ВКонтакте вы можете разместить у себя на странице запись и отметить группу Соловецкого монастыря, чтобы мы получили уведомление.

Записи с фрагментами трудов священномученика Илариона мы предлагаем сопровождать хештегом #читаемИларионаТроицкого

Ждём ваших откликов!
Акцию предложил Наместник Соловецкого монастыря епископ Порфирий

Источник: Соловецкий монастырь
28 декабря

Акафист перед ракой с мощами сщмч. Илариона, архиепископа Верейского

28 декабря

Награждение грамотами и дипломами различных конкурсов и олимпиад учащихся Свято-Владимирской школы

На торжественной линейке 27 декабря были награждены грамотами и дипломами Победители, Призëры, Лауреаты, Финалисты различных конкурсов и олимпиад.

После церемонии награждения состоялся новогодний концерт "Фестиваль талантов".
28 декабря

На интернет портале fontanka.ru вышла статья о возрождении колокольни Новодевичьего монастыря

В Петербурге завершилось восстановление колокольни Новодевичьего монастыря с надвратным храмом в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Старший священник обители иерей Дионисий Харин отметил, что колокольня заняла своё место в ансамбле Новодевичьего монастыря в год 25-летия с момента своего возрождения. А по словам настоятельницы матушки Софии, это также совпало с 130-летием со дня строительства колокольни.

«Надеемся, что эта колокольня, которая выглядит фактически как свеча на Московском проспекте, — это приношение града Петербурга не только земному, но и небесному Отечеству», — сказала настоятельница.

Но на воссоздании колокольни не заканчиваются работы по возрождению Новодевичьего. В этом году Минкульт принял решение о комплексной реставрации Казанского храма из комплекса монастыря. Это последняя церковь, которую построили в Петербурге до революции, но не успели освятить. И сделали это уже в современной истории России, отметил иерей Дионисий.

Архитектором храма был автор Кронштадтского собора Василий Косяков. По счастью, он оставил очень подробные записи и рисунки того, как должен был выглядеть храм. Реставрация, по словам матушки Софии, рассчитана на 3 года.

В монастыре надеются, что в будущем смогут также воссоздать два уничтоженных в советские времена храма на Новодевичьем кладбище.

Высокая Исидоровская колокольня была построена по проекту Бенуа и Цейдлера в 1895 году. Она была выполнена по образцу колокольни Ивана Великого в Москве и завершила формирование ансамбля Новодевичьего монастыря.
В 30-е годы прошлого века её взорвали для того, чтобы спрямить Московский проспект. В основном здании монастыря после ареста и высылки 90 монахинь обосновался оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения.

Источник: https://www.fontanka.ru/
28 декабря

В день именин игумении Иларионе передана доска от гроба свщисп. Михаила Союзова, мощи которого были обретены 22.12.2022 г.

29 декабря

Панихида по игумении Феофании (Готовцевой), игумении Феофании (Рентель) и игумении Филарете (Смирновой)

29 декабря

Игумения София приняла участие в заседании Ученого совета и Общего собрания преподавателей СПбДА

29 декабря 2022 года в Актовом зале Духовной школы в очно-дистанционном формате состоялось совместное заседание Учёного совета и Общего собрания под председательством ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии — епископа Петергофского Силуана.

Игумения София, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин, «во внимание к трудам на ниве духовного образования, в связи с 30-летием трудовой деятельности и знаменательной датой со дня рождения» была удостоена медали апостола и евангелиста Иоанна Богослова I степени, а также медали Учебного комитета Русской Православной Церкви II степени.

Источник: https://spbda.ru/
31 декабря

День памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

31 декабря

В обители готовятся к Рождеству