НОВОСТИ
апрель 2024 года
2 апреля

Игумения София поздравила настоятельницу Иоанновского ставропигиального женского монастыря игумению Людмилу с 10-летием игуменского служения и зачитала патриаршее поздравление

3 апреля

День памяти прп. СЕРАФИМА Вырицкого
(престольный праздник обители)

7 апреля

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

7 апреля

Пассия

7 апреля

АНО Волонтеры СПб помогли в благоустройстве обители

7 апреля команда Волонтёры СПб в составе 27 чел. потрудилась во Славу Божию в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Волонтеры помогали в благоустройстве обители, уборке храмов, Дома паломника, потрудились в пекарне и монастырском кафе.

По завершении работ была проведена экскурсия по обители.

Сердечно благодарим АНО Волонтеры СПБ за помощь.
11 апреля

Игумения София провела совещание по реставрации Скорбященского храма

14 апреля

Неделя 4-я Великого поста.
Прп. Иоанна Лествичника

17 АПРЕЛЯ

День памяти преподобномученицы МАРИИ Гатчинской

18 АПРЕЛЯ

Седмица 5-я Великого поста. Четверток Великого канона

20 АПРЕЛЯ

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(Суббота Акафиста)

21 АПРЕЛЯ

В Казанском храме прошел великопостный концерт любительского хора Воскресенского Новодевичьего монастыря "София" "Весна духовная"

23 АПРЕЛЯ

Получится ли у России освободить Красную площадь от главного идеолога атеизма?
Аркадий Малер

Шесть риторических уловок в защиту мумии Ленина на Красной площади

В день рождения В.И. Ленина напоминаем нашим читателям статью А. М. Малера, члена Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в январе 2024 года, 57 % россиян положительно высказались о необходимости захоронения тела вождя Октябрьской революции 1917 года. Атеистический период истории нашего Отечества остался в далеком прошлом, однако труп Ленина, идеолога и вдохновителя массовых репрессий православных христиан, продолжает пребывать в самом сердце столицы – на Красной площади. Может быть, хотя бы сейчас, когда граждане России защищают вечные ценности своей страны на поле боя, имеет смысл прислушаться к народному большинству и духовно авторитетным людям (о захоронении Ленина постоянно говорит и духовник Святейшего Патриарха Кирилла, схиархимандрит Илий (Ноздрин)) и предать наконец земле тело человека, которому были ненавистны сами основы существования нашего Отечества?

25 августа 2020 г. на сайте Союза архитекторов России появилось неожиданное заявление о начале Всероссийского конкурса на лучшую концепцию по ре-использованию мавзолея В.И.Ленина на Красной площади. Конкурс получил статус специального проекта в рамках фестиваля «Зодчество», который должен был пройти с 11 по 13 ноября в ВК «Гостиный двор» под девизом «Вечность». Это сообщение обнадежило и вдохновило очень многих наших граждан, убежденных в том, что выставлять труп главного коммунистического вождя на главной площади России через 30 лет после падения коммунистической системы – это абсолютный абсурд и откровенное кощунство. И раз уж на столь высоком уровне зашла речь о каком-то альтернативном использовании ленинского мавзолея, то, скорее всего, труп Ленина, а точнее, то, что от него осталось за 100 лет его интенсивной мумификации, скоро захоронят в каком-нибудь другом месте и начнется долгожданная декоммунизация Красной площади. Но коммунисты всех мастей и разной степени влияния прекрасно понимают, что захоронение Ленина нанесет определенный удар по их идеологическому культу и поэтому пытаются любыми способами, «не тушкой, так чучелком» сохранить его для всеобщего обозрения в самом сердце нашей страны. Поэтому уже 14 сентября 2020 г. глава Союза архитекторов Николай Шумаков сообщил об отмене этого конкурса, не назвав только те конкретные силы, которые спровоцировали это странное решение.
Между тем, вопреки тому, что в защиту сохранения мумии Ленина на Красной площади нет ни одного рационального аргумента, сами коммунисты начали повсеместно включать совершенно алогичные аргументы, противоречащие их собственной идеологической позиции. Напомню, что в соответствии со строго атеистическим маркситско-ленинским учением человек есть лишь эволюционировавшее животное, чье сознание без остатка умирает вместе с телом. То есть 21 января 1924 года Владимир Ильич Ульянов по кличке Ленин с точки зрения его собственного учения исчез во всех смыслах слова, а как к нему кто-либо относится, после этого момента для него самого уже не имеет никакого значения просто потому, что его нет – ни в этом, ни в каком бы то ни было ином мире. Таково самое страшное из всех возможных мировоззрений – материалистическое, но именно это мировоззрение исповедовал Ленин, именно его он навязал нашей стране, именно оно официально исповедовалось нашей страной все 74 года советской власти и именно его исповедует современная КПРФ и все верные ленинцы по всему миру.

С точки зрения этого мировоззрения сохранять остатки тела какого-либо человека имеет смысл только в научных целях, но для культивирования памяти о нем это затратное дело совершенно бессмысленно и явно напоминает махровое языческое идолопоклонство, несовместимое ни с материалистической картиной мира, ни с самой идеей равенства всех людей перед природой. Следовательно, вечное маринование трупа Ленина (а точнее, того, что осталось от этого трупа) на главной площади коммунистического государства явно и грубо противоречило самому коммунизму. И, конечно же, очень многие последовательные коммунисты прекрасно осознают это противоречие, но они также понимают два очень важных обстоятельства. Во-первых, коммунисты понимают, что большинство простых людей – не только в России, но и во всем мире – воспринимают их идеологию как определенный вариант достаточно примитивной языческой религии. И пока мумия их вождя выставлена в эпицентре столицы самого большого в мире государства, все эти люди вдохновляются этой квазирелигией, а как только эту мумию захоронят, для многих поклонников «вечно живого» вождя это будет означать падение их культа: раз идол разрушен, значит, он слаб или вообще ложен. Во-вторых, коммунисты также понимают, что само существование Мавзолея Ленина у стен древнего Кремля создает образ России как неизбывно прокоммунистической страны, где все связанное с коммунизмом давно стало неотъемлемой частью национальной идентичности, вошло в плоть и кровь русской культуры. Когда же мумию Ленина захоронят, то Россия значительно освободится от своего коммунистического имиджа, и подменять все русское советским будет гораздо сложнее.

Поскольку никаких рациональных аргументов в пользу вечного сохранения ленинского трупа на Красной площади не существует, и даже с точки зрения самой марксистско-ленинской идеологии никаких оснований для этого нет, то сторонники этого сохранения вынужденно прибегают к определенным постоянно повторяемым риторическим уловкам.
Риторическая уловка №1: мавзолей Ленина и его мумия на Красной площади давно стали «частью русской истории», а историю нельзя забывать и перечеркивать, «что было то и было».

Все возможные пафосные явления мемориальной культуры, как то памятники, бюсты, топонимы, мавзолеи, памятные доски, а тем более, мумифицированные трупы, выставленные на всеобщий показ в самом центре столичного города, служат не просто задаче сохранения памятио ком-либо и чем-либо, а задаче его особого, специального, осознанного политического культивирования. Памятник любому человеку – это не просто напоминание о нем, это положительная оценка его исторической деятельности, это напоминание о человеке с большим знаком плюс. Поэтому все политические власти во все времена стремились превратить свои города в наглядное пособие по своей идеологии, снося одни памятники и утверждая другие. И сама христианская цивилизация началась с того, что первые византийские императоры, начиная с Константина Великого, сносили множество языческих капищ и памятников языческим императорам. Из конных памятников впоследствии сохранилась только статуя Марка Аврелия в Риме, и только потому, что ее ошибочно приняли за памятник Константину. И когда только в XIX веке в Европе возникла идея, что все памятники нужно обязательно сохранять, то речь шла только об их эстетической и научной ценности. Когда же сохранение любого памятника пытаются оправдать только тем, что это«часть истории», то достаточно спросить – следует ли из этого, что если бы где-либо в мире, например, на оккупированных нацистской Германией территориях или в самой Германии стояли памятники нацистским вождям, например, Гитлеру – весьма красивые, впечатляющие, оригинальные, то их также не следовало бы сносить? Ведь нацизм – это тоже «часть истории», которую нельзя забывать и перечеркивать, как и любое зло в истории человечества.

Ну а когда речь идет не просто о статуе, а о целом мавзолее с бальзамированной мумией под пуленепробиваемым саркофагом, то уже настоящая религиозная культивация: смотрите и благоговейте! Конечно, историческую личность Ленина и всех основных вождей большевистской революции знать и помнить всем гражданам России совершенно необходимо, как необходимо знать и помнить всю советскую эпоху со всеми ее достижениями и провалами. Их необходимо изучать в школах и вузах, про них необходимо снимать дискуссионные передачи, но одно дело – помнить, а другое дело – выносить правильную оценку. Если мы соглашаемся с тем, что на самой значимой площади Москвы, в специально построенном зиккурате лежит искусственно обновляемый труп вождя мирового большевизма, то тем самым мы также соглашаемся с тем, что он совершил беспрецедентно достойный вклад в русскую историю, что он был носителем очень правильной идеологии, организатором очень правильной революции и создателем очень правильного политического строя. Соответственно, все жертвы этой идеологии, этой революции и этого строя, от Новомучеников и Исповедников Российских до лучших представителей русского священства, интеллигенции, воинства, казачества, крестьянства, в разной степени оправданы. При этом стоит напомнить, что сами ленинисты все годы своей власти сносили и уничтожали все, что им не нравилось в исторической России, переименовывали все возможные улицы, площади и города, и ни у кого не спрашивали, устраивать ли на главной площади страны главное ритуальное капище своему вождю.

Риторическая уловка №2: в других странах тоже существуют различные мавзолеи с забальзамированными историческими деятелями, поэтому сохранение мумии Ленина «не противоречит мировой практике».
Прежде всего, заметим, что этот аргумент постоянно используется в отношении всех возможных памятников большевистским вождям: раз где-то во Франции или Англии сохранились изваяния каким-то революционерам и тиранам, то и в нашей стране должно быть то же самое, «чем мы хуже?». Особенно показательно, что этот аргумент, как правило, повторяют истовые коммунопатриоты, во всех остальных случаях утверждающие, что России не стоит ни в чем ориентироваться на растленный Запад и нужно жить своим умом. Но ради сохранения своего священного культа эти же люди готовы дать лицемерную и унизительную ссылку на «западный опыт», как будто для них это имеет какое-то значение.

Однако, если уж в вопросе об историческом убранстве Красной площади и национальных традициях погребения лучших сынов Отечества ориентироваться все-таки на русскую православную культуру, то никакого мавзолея, зиккурата или пирамиды с мумией в ней не предусмотрено, а самое главное – культивирование памяти главного антихристианского вождя ХХ века в России невозможно не потому, что мы «не хуже», а потому, что мы должны быть лучше. Если французы или англичане культивируют своих безбожников, то почему это должны делать русские? Кроме того, имеет смысл уточнить, о какой мировой практике мавзолеестроительства и трупобальзамирования идет речь? Если это мавзолеи Кемалая Ататюрка в Анкаре или Улисса Гранта в Нью-Йорке, то их тела скрыты в саркофагах, так что это вообще не пример. Если же имеются в виду мавзолеи Мао Цзэдуна в Пекине или Ким Ир Сена в Пхеньяне, то это практика самого коммунизма, давно доказавшего свою квазирелигиозную природу. Эта практика погребения прямо противоречит христианской традиции погребения, а сама идея возвеличивать главного коммунистического вождя всех времен прямо противоречит христианству как таковому – даже если во всем мире будут установлены аналогичные мавзолеи местным революционным кумирам.
Риторическая уловка №3: тело Ленина уже похоронено, потому что находится «ниже уровня земли».

На это возражение достаточно ответить, что никакого «уровня земли» не существует: любой предмет может находиться либо над землей, либо под землей, и саркофаг с Лениным возвышается именно над землей, в отдельном просторном помещении. Тот факт, что этот саркофаг находится ниже уровня Красной площади, вообще не имеет никакого значения – в христианской традиции нет никакого представления об «уровне земли» и о том, что людей нужно хоронить только под этим уровнем. Более того, противники вечной мумификации Ленина настаивают не столько на том, чтобы его похоронили, сколько на том, чтобы его убрали с главной площади страны – куда-нибудь подальше от центра Москвы, а лучше всего вообще за МКАД. Главный вопрос не в том, в каком состоянии должно находиться тело Ленина, а в том, где именно оно должно находиться, и поэтому уж лучше его вечная мумификация где-нибудь на краю света (хотя любой край света тоже жалко), чем самое благочестивое захоронение в центре Москвы. Христианского погребения этот человек в любом случае не заслуживает, молиться о нем словами «со святыми упокой» никак невозможно, так что главная задача не в том, чтобы похоронить его по-христиански или вообще похоронить, а в том, чтобы в центре Третьего Рима не было никаких культовых мест, связанных с его именем – и в первую очередь самой его могилы.
Обратим внимание, что сам Ленин непосредственно выступил против христианской традиции погребения, когда уже в 1919 году издал декрет о кремации покойников и основал новую традицию «огненного погребения», то есть сожжения трупов в крематориях, признанную советской властью самой прогрессивной и просвещенной. Большевики должны были построить первый советский крематорий на месте какого-нибудь храма, но сам вождь большевиков не дожил до этого кощунства. Так в 1927 году был основан первый официальный крематорий в помещении специально перестроенного для этого храма преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской на Новом Донском кладбище в Москве. И один из основных аргументов верных ленинцев в пользу практики кремации, поставленной на поток, было именно избавление от «религиозных предрассудков прошлого»: не стоит создавать культы вокруг умерших людей и выделять отдельные территории под их могилы, все равно этих покойников уже нет ни в каком смысле. Но зато когда умер их вождь, они тут же отвели ему самое почетное место в столице, соорудили самую настоящую культовую гробницу, объявили «вечно живым», а для поддержания остатков его тела учредили целую лабораторию, работающую до сих пор. Естественно, за государственный счет.

Риторическая уловка №4: в православной традиции есть практика почитания мощей святых, нередко выставленных на всеобщий показ, следовательно, сохранение останков Ленина «не противоречит православной традиции».

Как и во всех трех предыдущих уловках, мы здесь имеем дело с типичной подменой понятий – иногда сознательной, а иногда от недостаточной образованности: все нетленные мощи православных святых – это свидетельство Божественного чуда и их личной святости, а забальзамированное и разглаженное тело Ленина – это искусственно оформленная мумия, регулярно поновляемая специальной лабораторией, которая с 1992 года называется Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий при Всероссийском научно-исследовательском институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). Для сохранности святых мощей не требуется никаких лабораторий и институтов, они просто нетленны, а чтобы останки Ленина не рассыпались в прах, их необходимо каждые 18 месяцев погружать в специальную бальзамическую жидкость. Несложно догадаться, что дело это совсем недешевое, даже если не считать средств, выделяемых на уход за мавзолеем. Единственная правда в аналогии между мощами великих святых и телом великого богоборца состоит только в том, что отрекшиеся от любой религии и объявившие всем религиям войну на уничтожение столь «прогрессивные» марксисты-ленинисты не придумали ничего нового, как пародировать самые древние религиозные традиции и создать собственную коммунистическую квазирелигию со своими коммунистическими «мощами».
Обратим внимание, что сам Ленин непосредственно выступил против христианской традиции погребения, когда уже в 1919 году издал декрет о кремации покойников и основал новую традицию «огненного погребения», то есть сожжения трупов в крематориях, признанную советской властью самой прогрессивной и просвещенной. Большевики должны были построить первый советский крематорий на месте какого-нибудь храма, но сам вождь большевиков не дожил до этого кощунства. Так в 1927 году был основан первый официальный крематорий в помещении специально перестроенного для этого храма преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской на Новом Донском кладбище в Москве. И один из основных аргументов верных ленинцев в пользу практики кремации, поставленной на поток, было именно избавление от «религиозных предрассудков прошлого»: не стоит создавать культы вокруг умерших людей и выделять отдельные территории под их могилы, все равно этих покойников уже нет ни в каком смысле. Но зато когда умер их вождь, они тут же отвели ему самое почетное место в столице, соорудили самую настоящую культовую гробницу, объявили «вечно живым», а для поддержания остатков его тела учредили целую лабораторию, работающую до сих пор. Естественно, за государственный счет.

Риторическая уловка №4: в православной традиции есть практика почитания мощей святых, нередко выставленных на всеобщий показ, следовательно, сохранение останков Ленина «не противоречит православной традиции».

Как и во всех трех предыдущих уловках, мы здесь имеем дело с типичной подменой понятий – иногда сознательной, а иногда от недостаточной образованности: все нетленные мощи православных святых – это свидетельство Божественного чуда и их личной святости, а забальзамированное и разглаженное тело Ленина – это искусственно оформленная мумия, регулярно поновляемая специальной лабораторией, которая с 1992 года называется Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий при Всероссийском научно-исследовательском институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). Для сохранности святых мощей не требуется никаких лабораторий и институтов, они просто нетленны, а чтобы останки Ленина не рассыпались в прах, их необходимо каждые 18 месяцев погружать в специальную бальзамическую жидкость. Несложно догадаться, что дело это совсем недешевое, даже если не считать средств, выделяемых на уход за мавзолеем. Единственная правда в аналогии между мощами великих святых и телом великого богоборца состоит только в том, что отрекшиеся от любой религии и объявившие всем религиям войну на уничтожение столь «прогрессивные» марксисты-ленинисты не придумали ничего нового, как пародировать самые древние религиозные традиции и создать собственную коммунистическую квазирелигию со своими коммунистическими «мощами».
Риторическая уловка №5: если тело Ленина захоронят, то это вызовет большие волнения и настоящий «раскол общества».

Нельзя не заметить, что как и в случае c призывами «чтить память предков», так и в радениях о стабильности коммунисты демонстрируют беспредельный цинизм, потому что больших волнений и расколов русского общества, чем устроил именно их вождь и именно их партия, в истории России еще не было. Да и в самой идеологии марксизма-ленинизма таких ценностей, как спокойствие, стабильность, преемственность, традиционность, а также – государственность и патриотичность – в принципе не существует. Вся мировая история воспринимается в этой идеологии как затянувшееся предисловие к наступлению мировой коммунистической утопии и для достижения этой цели все средства хороши. Но поскольку сейчас коммунистические идеи в России совсем не столь популярны, как кажется, и никакой возможности для реальной революции у коммунистов нет, то их основная тактика заключается в том, чтобы изобразить из себя великодержавных государственников и патриотов, якобы пекущихся о «стабильности» и «целостности русской истории». В действительности и вынос тела Ленина из мавзолея, и даже снос самого мавзолея вызовет волнения только среди самих коммунистов, которые неделю-другую попиарятся на этой теме, соберут два-три митинга, и дело с концом. Никаких, хоть сколько-нибудь реальных «волнений» и «нестроений» по этому поводу не будет. А раскол общества уже существует по самым разным вопросам и родоначальник многих из них – лично сам Ленин, чье захоронение никакие расколы не расширит и не углубит. Зато само Российское государство больше не будет культивировать того, кто когда-то приехал в пломбированном вагоне для его уничтожения.

Риторическая уловка №6: если тело Ленина захоронят, то это вызовет гнев каких-то мистических сил и свершится какая-то большая катастрофа.
Обычно в подтверждение этого мифа вспоминают другой миф – вскрытие гробницы тюркского завоевателя Тамерлана в июне 1941 года, в могиле которого якобы нашли загадочную надпись: «Когда я восстану <из мертвых?>, мир содрoгнется». Если же подробно исследовать этот миф, то можно выяснить, что само это событие от начала до конца придумано. Достаточно того факта, что никакой надписи с угрозами в этой гробнице не было. Но проблема не в Тамерлане, а том, что совершенно непонятно, на кого именно рассчитан этот дешевый миф? Сами марксисты-ленинисты отрицают любую духовную реальность и любые пророчества, так что когда современный коммунист ссылается на это «страшное предсказание», то он либо сознательно лжет, либо он просто не коммунист. С точки зрения православного христианства все подобные «прорицания», происходящие не от православных святых, это просто примитивные языческие суеверия, и если бы в случае Тамерлана и Ленина нашлись бы целые залежи подлинных скрижалей, где бы с математической точностью были бы изложены такие угрозы, то верить им не имело бы никакого смысла. В православии нет, и не может быть никаких мистических и сакральных причин, оправдывающих пребывание мумии идеолога и организатора мировой атеистической революции на главной площади главного города России, но зато есть фундаментальные причины удалить его как можно дальше и как можно скорее, желательно вместе с самим капищем.

Источник: https://monasterium.ru
23 АПРЕЛЯ

Игумения София выступила с докладом на конференции "Семья и семейные ценности традиционных религий России"

23 АПРЕЛЯ

Доклад игумении Софии на тему "Опыт помощи семьям выпускниц сиротских учреждений на примере приюта "Благодать""

Проблемы социализации выпускников сиротских учреждений остаются острыми. По данным Росстата за последние 5 лет из государственных учреждений вышли 21000 сирот. Лишь 10% из них способны самостоятельно наладить собственную жизнь после выпуска из детского дома. 90% выпускниц становятся матерями-одиночками и попадают в число малообеспеченных, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В нашей стране ежегодно открываются новые центры помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Но по-прежнему семьям выпускниц сиротских учреждений не оказывается должной поддержки.

Приют «Благодать» в своем роде является уникальным проектом, так как оказывает помощь именно этой категории семей, сочетая деятельность социально-ориентированной НКО (БФ «Крестная мама») и православной религиозной организации (Воскресенский Новодевичий монастырь). В подходах к работе существуют организационные особенности: в приют принимаются выпускницы сиротских учреждений (в том числе, в период беременности), у которых есть дети, независимо от их возраста, срок пребывания не лимитируется, в приюте не могут находиться алко-наркозависимые матери.

Забота Воскресенского Новодевичьего монастыря о детях-сиротах началась в трудные 1990-е годы. В помещениях, предоставленных монастырем, с участием священника осуществлялись просветительские и воспитательные программы Детского дома № 41 «Благодать». Позже там же стали оказывать помощь семьям выпускниц с детьми. Нарабатывался первый опыт, который оказался успешным. За помощью приходили мамы с детьми, которым было негде жить, не на что есть и содержать детей. Более 120 семей смогли окрепнуть и дети остались со своими мамами, более 70 детей родились и воспитывались первое время в приюте «Благодать».

С 2009 года Приют «Благодать» при Воскресенском Новодевичьем монастыре начал работу на регулярной основе. Монастырь предоставил прекрасные условия проживания, взял на себя расходы за коммунальные услуги, сбор благотворительной помощи для обеспечения питанием, одеждой и бытовыми предметами проживающих в приюте. Все это создало возможность сотрудникам фонда осуществлять целенаправленную работу по социализации выпускниц, сохранению материнства, заботе о благополучии детей.

В 2019 году 46 семей получили помощь в поддержанном Фондом президентских грантов проекте «Приют Благодать». В 2020 году с просьбой о помощи обратились еще 34 таких семьи, и работа при поддержке Фонда президентских грантов была продолжена. Таким образом, проект получил возможность дальнейшего развития.

В числе подопечных выпускницы петербургских сиротских учреждений и ленинградской области, последние значительно преобладают в количестве, 95 % – выпускницы коррекционных школ, 25 % имеют инвалидность. В 10 % семей дети нуждаются в услугах по возвращению к матери из учреждений социальной защиты, 100 % семей нуждаются в услугах по выходу из кризиса, 50 % из них имеют проблемы с жильем. Матери, участвующие в проекте, являются матерями-одиночками, среди них есть многодетные, некоторые имеют интеллектуальные нарушения, в силу чего неспособны самостоятельно реализовывать и защищать свои законные права и интересы.

В приют чаще всего приходят мамочки с детьми, у которых нравственность «не дружит» ни с этикой, ни с моралью. К периоду материнства они оказываются не подготовленными и не имеют знаний и умений по уходу за ребенком и его воспитанию; также не сформировано отношение к труду, многие нравственные и этические качества. Среда и люди, рядом с которыми проходило их детство, жизнь в сиротских учреждениях, в общении с такими же детьми из неблагополучных семей, персонал, жестко требующий выполнения норм и предписаний учреждения, молодежная среда и многое другое, безусловно, нанесли нравственные дефекты, которые вступили в противоречие с моральными требованиями общества. Кроме того, помогая одиноким мамам, которые воспитывались в детских домах, мы должны понимать, что они пострадали с детства от пренебрежения к их личности и видели много примеров безнравственной жизни. Поэтому их материнство часто вымученное и проходит в непрерывной борьбе на грани срыва.

Проект состоит из двух параллельных направлений:

1. Социализация семей через оказание всесторонней социальной помощи семьям, как на базе Приюта (для наиболее тяжелых случаев), так и в условиях полустационара и на дому.

2. Социально-трудовая адаптация и интеграция матерей с детьми через трудоустройство в монастырских структурах: Свято-Владимирской школе, богадельне, монастырской лавке, пекарне, швейных и свечной мастерских; оказание психологической поддержки и повышение уровня юридической грамотности участников проекта.

Перед монастырем и фондом поставлены задачи по стабилизации трудовой занятости, сохранению всех детей участников проекта в семье или воссоединение детей с матерями, психологической реабилитация, росту реальных доходов и благосостояния семей, достижению независимого самостоятельного уровня жизни семей, повышению уровня юридической грамотности и профессиональной компетенции.

Сотрудники Фонда постоянно взаимодействуют с куратором от монастыря, священником, получают моральную и духовную поддержку. Фундаментом такого успешного взаимодействия являются духовные и семейные ценности, на которые опираются участники проекта.

Вклад Воскресенского Новодевичьего монастыря не ограничивается только материальной заботой о Приюте. Само присутствие в христианской обители милосердия благотворно влияет на эмоциональную атмосферу внутри Приюта. Невмешательство во взаимоотношения между взрослыми и детьми, возникающими из-за особенностей развития и воспитания, но в то же время – своевременная поддержка добрым и тихим советом, благожелательное отношение, терпение и сглаживание конфликтных ситуаций, неожиданные «маленькие сюрпризы», «сказочные» подарки, праздничные угощения создают неповторимую атмосферу любви и заботы. Монастырь помогает найти крестных для детей, заботится об организации и красивом украшении праздничных торжеств. Благодаря этому даже самые «сложные» мамочки, которые не смогли удержаться в других центрах и приютах, приживаются и оттаивают душой. И конечно, приобщение к труду в монастырских структурах, куда устраиваются работать выпускницы, также благотворно влияет на них. Помимо монастыря, выпускницы выходят и на открытые рынки труда, также им предоставляется возможность повышать профессиональный уровень через обучения на курсах или менять вид профессиональной деятельности, открывать таланты и применять их в профессии.

На базе приюта существует группа дневного присмотра за детьми в случае их болезни или необходимости матери отлучиться для оформления документов, а также для участия в мастер-классах, духовно-просветительских беседах, обучении и другое.

Больше двух лет подряд при участии профессионального психолога, помимо индивидуальных консультаций, осуществляется проект «День обнуления», который направлен на помощь матерям научиться организовывать полноценный отдых для себя, услышать и быть услышанной другими проживающими в приюте, снять накопленное напряжение, переключиться. Предоставляя семьям такую возможность, тем самым мы снижаем риск агрессивного поведения матери по отношению к детям, расширяем положительный опыт организации досуга, стимулируем использовать свой положительный жизненный потенциал во благо семьи.

В работе с подопечными приюта, уделяется большое внимания развитию личной инициативы и проявления благодарности друг другу и к тем, кто заботится о них.

Внимание и забота – это то, что прикасается к душе, дает ей тепло, учит благодарности, доброму расположению, дарит благо другому из своего сердца.

Когда перед нами стоит социализации выпускниц детских домов, мы не можем в системе ценностей не ставить на первое место материнство. О том, что материнство и семья для тех, кто имел безрадостное детство, спасительны, говорит многолетний опыт, который мы имеем в работе в сиротской сфере. Все – дети, подростки и молодежь – хотят иметь семью, в которой они и их дети могли бы быть счастливы. Это определяет основной подход в деятельности Приюта «Благодать».

Основная цель – не помочь подопечным стать женщиной–работницей, радостно стремящейся в свой трудовой коллектив, а прежде всего, женщиной, находящей свое место в семье, с радостью и терпением строящей свою жизнь на основании духовных и нравственных ценностей.

Ценность семьи, о которой сейчас все больше говорят, напрямую связана с материнством – тем, что незыблемо заложено в человеческой природе женщины и что определяет благо для ее личности и общества в целом. Мать учится любить ребенка и радоваться ему через преодоление трудностей. Потребность друг в друге невидимой нитью привязанности укрепляет их любовь, дает радость материнства, воспитывает в женщине трудолюбие, терпение, уверенность, спокойствие, чуткость в уходе за ним. Для выпускниц детских домов материнство имеет особое значение. Стать матерью – значит начать жить заново. Получить то, чего они были лишены с детства – семья, любовь, единение.

Исходя из этого, в приюте создается атмосфера большой семьи, а не сухого учреждения, готовой помочь и поддержать в трудную минуту. Помимо того, что монастырем и фондом решаются многочисленные бытовые и социальные задачи, заботливое и внимательное отношение к каждой семье, создание благоприятных условий, в которых мать и ребенок могут быть в безопасности, хорошо питаться, иметь необходимую поддержку и возможность проводить время с детьми в развивающей среде (оборудована игровая комната, есть места для подвижных игр и просмотра видеопрограмм) – все это является действенной поддержкой материнства. У выпускниц воспитывается чувство достоинства, которое дает материнство, и закрепляется значимость их родительской роли. Матери встречаются с разными людьми, которые заинтересованы в сохранении их семей. К ним часто приходят гости, молодежь. Организуются встречи с психологом, православными специалистами и добровольцами. Их посещают представители церковной и государственной власти. Так, Приют посещали: Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, губернаторы, руководители законодательных органов, депутаты, руководители крупных предприятий и социальных учреждений. И это не формальные встречи. Им говорят теплые и простые слова поддержки, обнимают детей, делают трогательные подарки. Мам с детьми приглашают на обеды в монастырскую трапезную, где их принимают, как близких членов своей семьи. Игуменья монастыря и сестры знают каждого ребенка и маму по имени, проводят с ними встречи, встречают новорожденных, лично присутствуют на крещении детей, на торжествах бракосочетания и венчания, к сожалению, и на скорбных проводах в путь всея земли – на отпевании.

В Приюте происходят многие события, посвященные материнству. Ежегодно отмечаются государственные и церковные праздники, которые утверждают ценность семьи. В 2019 году к Дню матери каждой семье была подарена книга «Милосердная мама», которая была написана именно для выпускниц с детьми. В книге раскрываются понятия милосердного материнства: как защитить свой семейный очаг, о милосердном труде матери в семье и воспитании детей, даны советы, как сохранить свое здоровье и оказать первую медицинскую помощь ребенку и много других тем, которые так необходимы молодой маме. По этим материалам проводятся беседы и обучающие занятия. Книга находится в открытом доступе для матерей, проживающих в приюте.

Традиционная форма помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, – это предоставление социальных услуг и благотворительность, которые в какой-то мере обеспечивают сохранение семей. Продуктовые наборы, одежда, медикаменты, деньги, помощь в трудоустройстве, в устройстве детей в детские сады, ремонт квартир, закупка мебели и бытовой техники. Оказывается помощь в проведении здорового семейного досуга, в т.ч. через занятия спортом при содействии студентов института им. Лесгафта, что способствует формированию поведенческой модели, альтернативной потребительскому и праздному образу жизни. Обеспечивается летний отдых детей, в том числе в загородном доме вместе с матерями. При поддержке монастыря обманутым черными риэлтерами сиротам предоставлены квартиры, защищены законные права и интересы несовершеннолетних. Все это и многое другое стали своеобразным «спасительным кругом», который бросают утопающим. В некоторых случаях монастырь даже предоставил полным семьям отдельные квартиры. В этом направлении специализируются социальные службы, многие социально ориентированные НКО, организованные добровольческие группы и частные лица.

Для проведения целенаправленной, в том числе профилактической, работы по профилактике возникновения и устранению кризисных ситуаций в семье и профилактике социального сиротства, важную роль может играть православная общественность и добровольцы, в числе которых немало специалистов (педагогов, психологов, священников).

В социальной, как и в любой другой помогающей специальности, не только профессиональные, но и нравственные качества личности являются залогом получения положительных результатов деятельности.

Если рассматривать сотрудничество социально-ориентированных НКО с православными общинами, то открывается реальная перспектива. Эффективность и основная ценность данного сотрудничества заключается в стремлении православного сообщества к делам милосердия, участие в работе специалистов на добровольческих началах, проявление лучших нравственных и гражданских качеств участников.

Для развития проекта помощи мамам с детьми необходимо ставить ряд первостепенных задач:

- подготовить выпускниц к этапу материнства и обеспечить их крепкими социальными связями для поддержки семьи;

- способствовать восполнению недостающих душевных качеств, развитию нравственного чувства любви и ответственности за себя и ребенка;

- заложить основания духовно-нравственной культуры и этики, дать путевку в самостоятельную трудовую жизнь.

А для текущей деятельности приюта, где помимо добровольцев несут свои обязанности педагоги, организаторы и хозяйственный персонал, необходимо финансирование на постоянной основе в новых формах государственно-церковного взаимодействия и соработничества.

В 2024 г. городские власти Санкт-Петербурга в безвозмездное пользование Воскресенскому Новодевичьему монастырю передали аварийное здание по адресу Киевская ул., д. 5, площадью 5,5 тыс. кв. м., где после капитального ремонта можно будет разместить и развивать деятельность и приюта, и полноценного центра помощи семьям выпускниц сиротских учреждений, что согласно итоговому документу XI Общецерковного съезда по социальному служению отнесено к приоритетным направлениям социального служения Церкви.

24 АПРЕЛЯ

Игумения София приняла участие в заседании комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества

23 апреля 2024 года состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Общение проходило в формате видеоконференции.

Из архиерейской резиденции при Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода заседание провел председатель комиссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

В начале заседания он представил новых членов комиссии, введенных в ее состав 12 марта на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Новыми членами комиссии стали архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор, епископ Сызранский и Шигонский Леонтий, наместник Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Андреевского ставропигиального монастыря, заведующий аспирантурой Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов), настоятель Успенского Свято-Георгиевского монастыря Уфимской епархии архимандрит Варлаам (Максаков), наместник Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря Краснослободской епархии архимандрит Иннокентий (Руденко), настоятельница Одигитриевского монастыря Челябинской епархии игумения Евсевия (Лобанова), настоятельница Горненского монастыря в Эйн-Кареме игумения Екатерина (Чернышева).

В связи с обновлением состава комиссии митрополит Георгий выступил с небольшим отчетом о ее работе в предшествующие годы, рассказав о подготовленных за это время документах.

Затем участники заседания утвердили окончательный текст документа «О принятии в обитель братий (сестер), уже имеющих постриг», подготовленного рабочей группой под руководством настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга игумении Домники (Коробейниковой).

Далее была сформирована новая рабочая группа для подготовки документа «Положение о благочинном епархиальных монастырей». Ее возглавил председатель комиссии.

В заключение заседания состоялось обсуждение новых тем для работы комиссии.

Источник: https://monasterium.ru
25 АПРЕЛЯ

Заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с задержанием наместника Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ выступил с заявлением в связи с задержанием наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения.

Продолжая беззаконную политику преследований верующих Украинской Православной Церкви, спецслужбы Украины осуществили очередную акцию устрашения – под предлогом, который даже многие украинские общественные деятели считают вымышленным, был задержан наместник Успенской Святогорской лавры митрополит Арсений.

Святогорская лавра – монастырь, который неоднократно служил прибежищем для местных жителей, пострадавших в ходе конфликта, выполняя неоспоримую гуманитарную функцию, по сообщениям украинских СМИ, заблокирован представителями силовых структур.

Обращаем внимание на очередной факт нарушения религиозной свободы украинским государством, призываем международные правозащитные организации принять необходимые меры для фиксации данного правонарушения.

Подчеркиваем, что нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви приобрели массовый и неприкрытый характер, их жертвами становятся клирики и миряне, вина которых заключается лишь в том, что они не хотят присоединиться к квазирелигиозной структуре под названием Православная церковь Украины, созданной украинским государством при поддержке Константинопольского Патриархата.

Источник: https://monasterium.ru
26 АПРЕЛЯ

Открытое письмо в Совет Церквей Эстонии.
Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный женский монастырь

Уважаемый г-н архиепископ Урмас Виилма, Председатель Совета Церквей Эстонии!
Дорогие о Господе Воскресшем Иисусе Христе братья и сестры!
Возлюбленные о Господе христиане всех поместных церквей, для кого Христос – Бог живой!

Обращаемся к Вам как к собратьям и сестрам во Христе. Сделать нас это побудило в высшей степени тревожное положение, которое возникло сейчас вокруг нашей обители.

В мире – в том мире, который лежит за монастырскими стенами, – кипят страсти, сталкиваются противоречия, полыхают войны, в том числе между вчера еще братскими православными народами России и Украины. Для насельниц обители этот кровопролитный вооруженный конфликт в центре Европы является источником глубокой сердечной боли. В своих постоянных молитвах мы просим Господа всех явить Его благую силу и привести к миру участников этого жестокого военного столкновения, вынуждающего нас вспоминать страшные страницы былых мировых войн.

Господи, да не будет так!

К нашему глубокому прискорбию, Пюхтицкий монастырь и его насельниц пытаются втянуть в чуждые самой сути монашеского бытия политические противоречия. Власти Эстонской Республики хотят от нас разрыва кровной связи с Русской Православной Церковью, которая – в лице ее Предстоятеля, Святейшего Патриарха Кирилла, – приняла одну из сторон этого вооруженного конфликта. Другими словами, от нас хотят, чтобы мы по своей инициативе отказались от ставропигиального статуса.

С нашей стороны подобный шаг попросту невозможен. Представители Государственной власти Эстонии, конечно, могут этого не знать и не понимать, но вы, наши собратья во Христе, знаете, что означает для обители ее каноническая связь с Матерью Церковью. Мы не можем, не имеем права в одностороннем порядке разорвать ее, так как ставропигиальный статус монастыря прописан в Уставе нашей обители, который мы по своей воле не вправе изменять. Ставропигию монастырь получил в 1990-м году стараниями и усилиями приснопамятного Патриарха Алексия II (Ридигера). Для насельниц монастыря память о нем священна, ибо именно он, будучи в хрущевское богоборческое время архиереем Таллинским, спас обитель от закрытия.

Основанный в 1891 году Пюхтицкий монастырь непрерывно молится Господу уже 133 года. В мире за это время произошли кардинальные изменения. В Русской Православной Церкви в послесинодальный период было восстановлено Патриаршество, и на Патриаршем престоле мы сегодня видим уже пятого Предстоятеля. Мы напоминаем о совершившихся переменах лишь с той целью, чтобы показать, что наш монастырь был неподвластен страстям социально-политической жизни и с первых лет и до сегодняшнего дня хранит нерушимую верность своему монашескому назначению и призванию, заключающемуся в молитве и труде.

Вот почему мы глубоко убеждены, что вмешательство государства в сложившийся за более, чем век, уклад монастырской жизни лишено какого-либо созидательного смысла. В монастыре молились и трудились в Царской России, в Советском Союзе (СССР), в Эстонской Республике, и мы искренне надеемся, что нас и впредь не лишат возможности возносить наши молитвы к Богу, дабы мирная жизнь была дарована всей Земле, всем странам и всем народам.

Мы обращаемся к вам как христианам, независимо от вашей конфессиональной принадлежности, с убедительной просьбой оказать Пюхтицкому монастырю всемерную поддержку.

Уверены, что каждый верующий понимает – всякая политика и, тем более, политическое давление, глубоко чужды монашеству. Монастырь – вне политики. Таково наше кредо. И мы смеем надеяться, что ваши молитвы помогут донести эту истину до властей Эстонской Республики, к которым мы относимся с большим уважением.

Игумения Филарета с сестрами

Источник: https://www.puhtitsa.ee
27 АПРЕЛЯ

ЛАЗАРЕВА СУББОТА.
День второго обретения (сретения) Афонской иконы ОТРАДА и УТЕШЕНИЕ

28 АПРЕЛЯ

ВХОД ГОСПОДЕНЬ в ИЕРУСАЛИМ
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

28 АПРЕЛЯ

Обращение Святогорской братии в связи с арестом митрополита Арсения

Обращение братии Свято-Успенской Святогорской Лавры УПЦ в связи с уголовным преследованием, арестом и заключением в СИЗО в г. Днепр наместника Святогорской Лавры митрополита Арсения (Яковенко И. Ф.)

24 апреля 2024 г. Служба безопасности Украины провела обыск в Свято-Успенской Святогорской Лавре УПЦ, задержала наместника Лавры, викария Киевской Митрополии митрополита Арсения и сообщила ему о подозрении в распространении информации о перемещении, движении или расположении Вооружённых Сил Украины, при возможности их идентификации на местности (ч. 2 ст. 114-2 Уголовного кодекса Украины), за что предусмотрено наказание до 8 лет лишения свободы. После этого владыка Арсений был доставлен сотрудниками СБУ в г. Славянск, а затем в г. Днепр.

Подозрение обосновывают тем, что в сентябре 2023 г. владыка во время проповеди в храме якобы рассказал верующим о местах расположения блокпостов Вооружённых Сил Украины возле Лавры и таким образом распространял информацию военного характера. Сторона защиты уверена, что указанное обвинение является надуманным и необоснованным, поскольку никакой информации военного характера владыка не распространял, что подтверждается многими весомыми доказательствами.

Однако в ночь с 24 на 25 апреля 2024 г. Октябрьский районный суд в городе Днепр полностью удовлетворил ходатайство прокурора и избрал для митрополита Арсения меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 дней. Ходатайство защиты о домашнем аресте и возможности применить денежный залог суд проигнорировал. Около трёх часов ночи, сразу из помещения суда, владыка был направлен в Днепровский СИЗО.

Следует отметить, что согласно ст. 62 Конституции Украины лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.

Считаем, что применение меры пресечения в виде содержания под стражей, в том числе без альтернативы внесения залога, не соответствует ни обстоятельствам инкриминируемого правонарушения, ни личности подозреваемого и свидетельствует о негуманном обращении с достойным почтения человеком, к тому же со слабым здоровьем. Митрополит Арсений страдает от тяжёлых заболеваний и потому требует постоянного медицинского надзора и лечения, которые в условиях СИЗО невозможно обеспечить. Арест владыки является откровенным нарушением прав человека и направлен на принудительное устранение митрополита Арсения от выполнения послушания наместника Святогорской Лавры, которая является одним из главных духовных центров Украины, и его изолирование.

Братия Святогорской Лавры молитвенно поддерживает митрополита Арсения, ждёт его скорейшего освобождения из-под ареста, а обвинения в адрес владыки считает искусственными и надуманными. Несмотря на масштабные разрушения обители, при поддержке владыки Арсения в Лавре по сегодняшний день совершаются богослужения, братия монастыря ежедневно продолжает нести свой монашеский подвиг. Также в Лавре на полном её обеспечении проживает большое количество людей, которые лишились собственного жилья в результате военных действий.

Митрополит Арсений является как бы сердцем Лавры, без него невозможно представить Святогорскую обитель. Для всех нас, живущих в Лавре, владыка Арсений — незаменимый духовный наставник, администратор и молитвенник. Поэтому изолирование владыки является для всех нас тяжёлым ударом.

Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарим за молитвы и слова поддержки, которые поступают в адрес Свято-Успенской Святогорской Лавры Украинской Православной Церкви.

Источник: https://monasterium.ru