Новости
15 июля
Панихида на могиле Ф.И. Тютчева
15 июля после Божественной Литургии совершена панихида на могиле поэта Ф.И.Тютчева, известного русского лирика и мыслителя.

Ф.И. Тютчев вошел в историю как один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Служил в чине действительного статского советника, а с 1858 года был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. Также был произведён в тайные советники. Как пишет о нем Дунаев М.М., Тютчев был личностью «бесспорно воспитанной в православном духе». Говоря о природе, «Тютчев скорее разумеет её способность свидетельствовать о Божием деянии, он, несомненно, видит в природе отсвет Божией славы… Взор Тютчева и в глубину души природы, несомненно, направлен с тем, чтобы узреть Творца в этом божественном творении». «…Его скромность относительно своей личности не была в нём чем-то усвоенным, сознательно приобретённым, — писал И.Аксаков, — Его я само собой забывалось и утопало в богатстве внутреннего мира мысли, умаляясь до исчезновения в виду откровения Божия в истории, которое всегда могущественно приковывало к себе его умственные взоры».
14 июля
Приходите ко мне на могилку
Память блаженной Дарьюшки почтили в нашей обители.
В постриге инокиня Исидора, а для народа странница Дарьюшка подвизалась в Воскресенской обители в самом начале его основания на Московской заставе. Первым ее послушанием стало сбор пожертвований на строительство обители в часовне. Так описывает София Снессорева со слов самой блаженной старицы удивительный случай, произошедший с ней.

"Раз в зимнее время сижу это я подле Царицы Небесной за работаю... Вдруг, словно гром загремел, подкатила каретина и с фонариками. Выходит оттуда генерал, что ли, прошел это мимо меня, поклонился и давай молиться. Помолился он и спрашивает:
- А что, старушка, ты одна здесь живешь?
- Все старицы-то живут на Васильевском острову, да здесь, на кладбище четыре, а я с Царицей Небесною на башне живу.
- Много денег набираешь?
- Колды уж много, кормилец, иной день двугривенного не соберешь. Вон, глянь-ко на тарелку: ноне-то больше двугривенного набралось: шли светлолобые да и остоновились помолиться. А я выхожу с тарелкой да прямо к их старшому: "Не позволишь ли, кормилец твоим светлолобым копеечку оложить, чтобы святую обитель отстроить?"
- Уж где светлолобым лишнюю копеечку достать! А вот я двугривенный за всех положу.
Так и выложил, а тут и солдатики кто копеечку, кто грошек - вишь, сколько медянок положили, почитай на полтинник будет... Колды тут много набирать; никто не ходит и не ездит.
А он и почал все допрашивать: как и что в монастыре делается, велик ли доход, какова игумения? Убогий человек и порассказал ему все как есть. А там и пришло мне на ум: уж не царь ли это? Поклонилась ему в ноги, да и спрашиваю:
- А что, родимый, уж не царь ли ты православный?
- Нет, старушка, не царь. А что, разве тебе хотелось его видеть?
- Колды не хотеть! Ведь царь от Господа поставлен, ему одному забота да жалость до всех своих человеков. Спаси его, Господи, и со детушками! Хоть бы одним глазком-то посмотреть на Божия посланника.
- А что же бы ты сказала ему?
-Сказала бы, что приказал он обитель строить, а строить нечем, так не строенное место и стоит; старицы сидят в тесноте и духоте, слезы льют и больно трудятся по его царскому велению... Да и то правда, когда захочет Господь подкатит матушке золотую гору, и царь рад будет помогать, так матушка и выстроит святую обитель.
Генерал-то усмехнулся.
- Хорошо, - говорит, - старушка, ты молись Богу, а наш царь всегда рад помогать доброму делу.
После того матушка рассказывала, что генерал-то был у нее и говорил, как заезжал он в башню и разговаривал с бедною старухой. Генерал-то, вишь, был самый набольший над попами и монастырями (Обер-прокурор Святейшего Синода граф И.О. Протасов).
- А золотую-то гору подкатил ли Господь матушке?
- Подкатил, да еще какую! Батюшка царь приказал выдавать по 25 000 в год, пока выстроят келии с церковью и с больницею, а остальное там, собор и другие постройки, это уж человеки Божии помогали. Вот и выстроила игумения Феофания обитель святую во славу Бога, все трудами да слезами, молитвою да любовью к каждой душе человеческой".
(рассказ из книги Софии Снессоревой "Русская странница Дарьюшка")

Святая простота - нищета духа и сила веры, так притягивавшая к Дарьюшке людей, осталась в памяти народа по сей день. Люди приходят на могилку и получают утешение, помощь по молитвам угодницы Божией Дарьюшки.
14 июля
Риза на икону святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
В нашей обители продолжаются работы по изготовлению ризы на икону святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Также в монастыре хранятся частицы их мощей.
14 июля
Православные гости из Индии в нашей обители
В праздник Сошествия Святого Духа на апостолов в Санкт-Петербургской Духовной Академии было совершено Таинство возведения в сан иерея студента академии диакона Климента, для дальнейшего служения на приходе храма Святой Троицы в Индии. На данное время отец Климент является единственным православным священником в Индии. В этот поистине замечательный день разделить радость с батюшкой приехали его родные.

Матушка отца Климента Екатерина, также пребывшая в Санкт-Петербург, на некоторое время остановилась в нашей обители. Здесь она участвовала в общих трудах, общалась с сестрами, проходила послушания в храме и монастырском саду, а также с успехом освоила технологию приготовления богослужебных просфор. Матушка Екатерина с трепетом и искренним благоговением присутствовала на всех богослужениях, участвовала в крестных ходах и приобщалась Святых Христовых Таин.

От нашей обители для Свято-Троицкого храма в Индии были переданы набор покровцов и печатей для приготовления просфор. Духовная Академия также передала необходимые для совершения богослужений предметы. В Свято-Троицком храме около 150 прихожан и они с нетерпением ждут своего пастыря. Возвратившись на родину, матушка Екатерина самостоятельно испекла богослужебные просфоры и 15 июля в Свято-Троицком храме совершится первая Божественная Литургия.
13 июля
Настоятельница нашей обители награждена медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова II степени
В день памяти святителя Феофана Затворника в Духовной Академии прошло последнее богослужение учебного года. Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий, которому сослужил епископ Царскосельский Маркелл и духовенство Академии.

По окончании Божественной Литургии архиепископ Амвросий вручил академические медали и грамоты гостям, сотрудникам и учащимся Академии. Настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) была награждена медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова II степени.
13 июля
Продолжаются ремонтно-реставрационные работы в Казанском храме
Продолжаются ремонтно-реставрационные работы в Казанском храме, а именно: ведутся работы по замене окон, а также реставрация крылец, дверей и цоколя.

Приглашаем всех неравнодушных внести посильную лепту в дело благоустроения дома Божьего. Да сохранит Вас Господь на Многая лета!

12 июля
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Праздничные богослужения в память святых первоверховных апостолов Петра и Павла прошли в Афонском храме нашей обители.
Всенощное бдение накануне было совершено собором духовенства монастыря.
Божественную литургию возглавил старший священник Дионисий Харин. После чтения Евангелия иерей Евгений Мельников обратился к молящимся с духовно-назидательным словом. По окончании Божественной литургии перед ковчегом со святыми мощами святых Апостолов был совершен молебен.
Для поклонения верующим из ризницы был вынесен ковчег с частицами мощей святых Апостолов.
Святые Апостолы Петре и Павле молите Бога о нас!
10 июля
Нашу обитель с группой паломников посетил епископ Манхэттенский Николай, викарий Восточно-Американской епархии
Владыка Николай помолился у монастырских святынь в Казанском храме, побывал в Афонском храме и Воскресенском Соборе.

Для справки:

Николай (Ольховский) (род. 1974), епископ Манхэттенский, викарий Восточно-Американской епархии, постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ, заместитель секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ, хранитель чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери "Знамение"

В миру Ольховский Николай Александрович, родился 17 декабря 1974 года в Трентоне (Нью-Джерси, США), в семье Александра Николаевича Ольховского и Евдокии Григорьевны, урождённой Русинович, бежавших из СССР в годы Второй мировой войны. Крещён 18 января 1975 года в Успенской церкви в том же родном городе.

В мае 1991 года успешно закончил Александро-Невскую русскую церковную школу в городе Лейквуде. В 1993 году получил среднее образование в Hamilton West High School (Нью-Джерси).

С сентября 1993 по май 1998 года обучался в Джорданвилльской Свято-Троицкой духовной семинарии, закончив её со степенью бакалавра богословия. В Джорданвилльском Свято-Троицком монастыре работал на послушаниях в переплётной, иконоклейной и типографии (на последнем послушании работал до 2002 года).

28 августа 1994 года поставлен во чтеца епископом Манхэттенским Иларионом в Успенской церкви города Трентона.

С сентября 1998 по декабрь 2000 года обучался в State University of New York Technology School, закончив её со степенью бакалавра информатики и коммуникаций.

С марта 1999 по март 2008 года служил келейником у архиепископа Сиракузского Лавра (с октября 2001 года - митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, первоиерарха РПЦЗ).

В мае 2004 года - участник первого официального визита в Россию митрополита Восточно-Американского Лавра, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

14 ноября 2004 года вступил в брак с Елизаветой Пантелеимоновной Жоховой.

8 января 2005 года поставлен во иподиакона митрополитом Восточно-Американским Лавром.

В мае 2006 года - делегат на IV Всезарубежном Соборе.

12 июня того же года рукоположен во диакона митрополитом Восточно-Американским Лавром и приписан к Джорданвилльскому Свято-Троицкому монастырю.

В мае 2007 года - участник торжеств, подписания в городе Москве Акта о каноническом общении, сопровождал митрополита Восточно-Американского Лавра и в последующей за празднеством паломнической поездке в Курскую епархию и Украинскую Православную Церковь.

В июле 2008 года сопровождал ковчег с десницей преподобномученицы Елисаветы и частицы мощей инокини Варвары в Австралию.

В сентябре 2008 года назначен сотрудником канцелярии Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

В мае 2009 года назначен членом рабочей группы по устройству принесения в Россию Курской-Коренной иконы Божией Матери. В сентябре того же года - член делегации, сопровождавшей Курскую-Коренную икону Божией Матери в Россию. В 2010 году - сопровождал Курскую-Коренную икону Божией Матери в Киев, Сумы и Курск.

8 сентября 2010 года овдовел.

В декабре 2010 года назначен хранителем Курской-Коренной иконы Божией Матери.

В январе 2011 года назначен клириком Знаменского собора в Нью-Йорке с местопребыванием в Синодальной резиденции первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

В сентябре 2011 года сопровождал Курскую-Коренную икону Божией Матери в Курскую епархию и митрополичий округ Республики Казахстан. В ноябре того же года - сопровождал чудотворный образ в Австралию.

18 декабря 2011 года возведён в сан протодиакона.

1 августа 2012 года рукоположен во иерея (с возложением набедренника) в Серафимовском храме города Си Клиффа (Нью-Йорк).

В сентябре 2012 года сопровождал Курскую Одигитрию в Самарскую, Курскую и Пермскую епархии. В декабре того же года - сопровождал чудотворную икону Курскую-Коренную в Сиэтл и на Гавайские острова. В марте/апреле 2013 года - сопровождал чудотворный образ в Сан-Францисскую и Западно-Американскую епархию. В мае/июне того же года - посетил с Курской-Коренной иконой Божией Матери приходы Канадской епархии. В ноябре ((2013 года – член делегации, сопровождавшей Курскую-Коренную икону в Японию и Приморскую митрополию Русской Православной Церкви.

19 февраля 2014 года Архиерейский Синод РПЦЗ единогласно избрал священника Николая Ольховского во епископа Манхэттенского. 19 марта того же года, согласно Акту о каноническом общении (п. 7), избрание утверждено на канонических основаниях патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

4 апреля 2014 года был пострижен в монашество с оставлением прежнего имени, но уже в честь святителя Николая Японского. Постриг в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле совершил настоятель монастыря архимандрит Лука (Мурьянка).

27 апреля 2014 года возведен в сан архимандрита.

25 июня 2014 года на Архиерейском Соборе избран постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ, заместителем секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ.

28 июня 2014 года был наречен, а 29 июня - хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии. Хиротонию в Радосте-Скорбященском кафедральном соборе города Сан-Франциско возглавил первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, митрополит Восточно-Американский Иларион (Капрал). Ему сослужили архиепископы Берлинский Марк (Арндт), Сан-Францисский Кирилл (Дмитриев), Монреальский Гавриил (Чемодаков), Женевский Михаил (Донсков) и Наро-Фоминский Юстиниан (Овчинников), епископы Каракасский Иоанн (Берзинь), Кливлендский Петр (Лукьянов), Сиэтлийский Феодосий (Иващенко), Мэйфильдский Георгий (Шейфер), Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) и Обуховский Иона (Черепанов).

Материал для справки взят с ресурса: https://drevo-info.ru/articles/26755.html.

10 июля
Молебен в Доме паломника в честь преподобного Сампсона Странноприимца
10 июля в Доме паломника при монастыре совершен молебен преподобному Сампсону Странноприимцу, в честь которого названа гостиница. За молебном молились сестры обители и паломники, совершающие поездку на о.Валаам. После молебна священник Сергий поздравил молящихся с днем памяти преподобного Сампсона, произнес напутствующее слово и благословил присутствующих на благие начинания и предстоящее путешествие.
9 июля
Настоятельница и сестры нашей обители посетили Успенско-Богородичный монастырь Тихвина
8 июля 2018 год, всенощное бдение в Успенском соборе Тихвинского монастыря
9 июля 2018 год, Божественная литургия в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре
В Введенском женском монастыре г. Тихвина
В Антониево-Дымском монастыре
В праздник Тихвинской иконы Божией Матери, 9 июля, настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря вместе с сестрами посетила Успенско-Богородичный монастырь Тихвина, где они молились за Божественной Литургией. Богослужение проходило на помосте с сенью перед Успенским собором.

Возглавлял Божественную Литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, которому сослужили епископы Царскосельский Маркелл, Кронштадтский Назарий, Гатчинский и Лужский Митрофан, Армавирский и Лабинский Игнатий, настоятель епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав с братией, духовенство Санкт-Петербургской и Тихвинской епархий. За богослужением молились настоятельницы и насельницы женских монастырей митрополии, паломники, участники крестного хода по местам явления Тихвинской иконы Божией Матери "Путь Богородицы". Главная святыня, Тихвинская икона Божией Матери, была вынесена из собора и установлена в палатке для совершения перед ней моления.

После праздничной Литургии игумения София с сестрами посетили Тихвинский Введенский женский монастырь и Антониево-Дымскую обитель, где совершили молитвенное поклонение местным святыням.
4 июля
Благодарим трудников нашей обители за помощь в подготовке и проведении круглого стола
Глубокая благодарность приносится волонтерам обители, которые во славу Божию помогали в подготовке зала заседания для проведения круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты», уборке помещений, регистрировали участников круглого стола и организовывали чайный перерыв.

Благодарим Вас за труды, желаем помощи Божией и заступничества Пресвятой Богородицы! Многая и Благая Вам лета!
3 июля
В рамках круглого стола участники совершили ознакомительную экскурсию в Кронштадт и посетили святыни Петербурга
2 июля в рамках круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты», участники совершили поездку в Кронштадт, где посетили Морской Никольский Собор и мемориальный музей-квартиру святого праведного Иоанна Кронштадского.

3 июля для гостей круглого стола была организована поездка для поклонения православным святыням Петербурга: Александро-Невская Лавра, храм Смоленской иконы Божией Матери и часовня святой блаженной Ксении Петербургской на Васильевском Острове, где епископом Лидским и Сморгонским Порфирием был совершен молебен, а также Иоанновский ставропигиальный женский монастырь.

3 июля
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» подвели итоги работы
3 июля 2018 года круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» продолжил свою работу в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга. В президиуме утреннего заседания секции «Созидание жизни братства в духе послушания» присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Почаевский Владимир; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви (Белорусского экзархата Московского Патриархата); епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.
К участникам собрания с приветственным словом обратился митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. Глава Петербургской митрополии подчеркнул, что предстоящая на круглом столе дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета послушания применительно к жизни в современном монастыре. Митрополит Варсонофий также напомнил игуменам и игумениям, что принцип послушания воспринимается современным человеком, приходящим из мира в монастырь с багажом собственных представлений, через призму светского понимания внешней свободы, и поэтому так важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем начальственным. «Монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери», – сказал владыка.
Работа секции была открыта выступлением епископа Лидского и Сморгонского Порфирия. Епископ Порфирий, в частности, поделился с участниками круглого стола своими наблюдениями о том, насколько быстро продвигаются в духовной жизни те, кто имеет послушание и доверие к духовнику, и какие бури и крушения претерпевают те, кто полагает в основание всего доверие к себе: «Из опыта исповеди я очень ясно увидел и понял, что означают слова "им же несть управления – падают аки листвие" (Притч. 11:14)». Особо докладчик отметил, что послушание только тогда является добродетелью, а не просто дисциплиной, когда бывает результатом свободного выбора и вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику, который заботится о нем, берет на себя его немощи и несет ответственность за душу, находящуюся у него в послушании.
Иеромонах Даниил (Константинов), и.о. наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Послушание "о Христе братии": что это означает в контексте монастырской жизни» на примерах жития близких нам по времени святых показал, насколько важным является для монаха послушание, оказываемое равным по чину. Жизнь монаха-послушника проходит в ежедневном соприкосновении с такими же, как и он, иноками. Оказывать послушание братии в обыденных ситуациях – значит приобретать навык отсечения собственной воли – качества, которое отличало святых учителей монашеской жизни.
Настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова) в докладе «Добродетель послушания в практическом применении монастырского устава» раскрыла тезис о том, что монастырский устав является школой послушания. Большинство приходящих в монастырь, отметила матушка, имеют смутные познания о вероучении и слабые навыки церковной жизни. В этих условиях изучение устава и усвоение его на практике становится для монашествующих насущной задачей. Первым шагом к добродетели послушания при поступлении в монастырь является согласие новоначального с уставом монастыря. Устав обители изображает спасительный образ жизни как целостную систему подвижничества: распределение времени суток, молитва храмовая и келейная, чтение святых отцов, бдение, поклоны, правила поведения, труды и прочее. Сердечное принятие устава как принципа монашеской жизни, познание смысла уставных норм и правил, богослужения и молитвы помогает монаху стяжать добродетель послушания, выводит его из мира страстей и вводит в жизнь по закону свободы и любви. «Мы все призваны к тому, чтобы исполнить предание, и значение монастырского устава в этом очень велико. В условиях нашего времени, когда немного осталось живых носителей предания, соблюдение устава приобретает особое значение», – подчеркнула матушка Илариона.
Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, раскрывая тему доклада «Враги послушания – вопросы: "А почему я?" – "А зачем?" – "А может, лучше по-другому?" – "А если я не смогу?" и прочие: источник их происхождения и методы борьбы», заметила, что желательная часть души стала для современного человека определяющей весь его образ жизни. При высокой культуре интеллекта можно наблюдать крайне низкую культуру сердца. Кроме того, в глубоком кризисе оказался образ отца; нечто подобное можно сказать и об образе матери, и, как ни печально, это ощущается многими как освобождение. Приходя в Церковь, современный человек по сути возвращается к подлинному пониманию основополагающих истин. Наличие дара рассуждения, который невозможно приобрести без чистоты сердечной, трудно ждать от тех, кто идет в монастырь из мира. Вот почему советы исполнять послушание с рассуждением или, выбирая обитель, присмотреться к действиям настоятеля, проверить их соответствие святоотескому преданию вряд ли имеют под собой почву. Борьба за послушание – это борьба с ветхим человеком. И современный монах, вставший на путь послушания, встает на путь мученичества. Но как, по слову священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, нет христианства без Церкви, так нет и монашества без монастырей – орудия Промысла Божия в приобретении послушания.
Игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, продолжила тему обретения истинного послушания в докладе «Как научиться оказывать послушание с радостью и желанием сердца». В своем выступлении матушка Домника глубоко раскрыла жизненно важные для монаха проблемы управления своей свободной волей, которая всегда должна быть сознательно направлена к добру, чтобы человек не попал в рабство своему эгоизму. «Господь никогда не перестает стучаться в сердце монаха и подает ему множество случаев в повседневной жизни, чтобы он мог освободиться от этого внутреннего рабства и со свободою предстоять пред Богом», – заметила докладчица.

Далее игумения Домника сказала о необходимости учиться не только внешнему послушанию, удерживаясь от греха на деле, не обнаруживая свои страсти, но и, главное, одновременно с этим приступать к внутреннему подвигу, изгоняя противление, печаль и огорчение из сердца и ума. И содействие в этом монаху может оказать только молитва, с которой он будет обращаться непосредственно к Богу, прося у Него помощи и укрепления.

Если монах «творит послушание с терпением, жертвенным духом, молитвой, то он не только сам освящается, но и создает вокруг себя подлинно монашескую, духовную атмосферу… Монастырь не может существовать, если в нем не будет таких послушников с жертвенным духом», – сказала настоятельница, особо подчеркнув, что самая важная миссия игумена, игумении – научить братий и сестер совершенному послушанию, не только внешнему, но и внутреннему. Именно послушание дает монастырю жизнь. Именно благодаря послушанию монастырь превосходит этот мир и вся жизнь монахов наполняется духом беспопечительности – этот вывод в завершение доклада игумении Домники подвел своеобразный итог всех выступлений, прозвучавших на круглом столе.

После перерыва участники собрания имели возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, попросить совета в формате свободной дискуссии на тему «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении». Ведущим дискуссии выступил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который в своем вступительном слове особо подчеркнул роль игумена в воспитании у братии истинного послушания: игумен сам должен иметь навык послушания, оказывать послушание своему епископу. В противном случае бессмысленно требовать этого от братии. Мотивация послушания не страх, не выгода, а смирение пред Богом, сказал владыка Георгий.

Для обсуждения были представлены вопросы, поступившие как от руководителей, так и от насельников монастырей. Вопросы касались самых разных сторон монастырской жизни в свете послушания: соотношения внешних попечений и внутреннего монашеского делания; меры заботы о материальном устроении обители; форм наказания за проступки; правил пользования электронными техническими средствами; выбора насельниками литературы для чтения и т.д.

По окончании дискуссии митрополит Георгий зачитал итоговый документ круглого стола, где была особо отмечена обстановка духовного единства, понимания и взаимного обогащения опытом, в которой прошло мероприятие.

Организаторы и участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность соборного обсуждения насущных проблем монашества. Искренняя благодарность за гостеприимство была также принесена митрополиту Санкт-Петербурскому и Ладожскому Варсонофию, настоятельнице Новодевичьей обители игумении Софии и всем, кто трудился над подготовкой данного собрания.

Также с благодарностью участники отметили организацию Новодевичьим монастырем в дни работы круглого стола ознакомительных экскурсий в Кронштадт с посещением музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского и предоставленную возможность поклониться святыням Санкт-Петербурга, осмотреть достопримечательности Северной столицы.

За два дня работы круглого стола было зарегистрировано 170 участников, в том числе: 13 архиереев, 60 игуменов, 38 игумений из 86 епархий Русской Православной Церкви.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству

3 июля
2-3 июля в Казанском храме состоялись соборные богослужения, открывающие круглый стол на тему послушания
2 и 3 июля в Казанском храме Воскресенского Новодевичьего монастыря состоялись соборные богослужения, открывающие круглый стол на тему: «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». За Божественной Литургией молились гости и участники собрания: архипастыри, наместники, игумены и игумении, насельники монастырей из многих епархий Русской Православной Церкви и из-за рубежа.
3 июля
"Важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем просто начальственным".
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 3 июля принял участие в "круглом столе" "Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты", который прохошел в Новодевичьем монастыре.

"Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие отцы наместники, матушки игумении,
представители монастырей Русской Православной Церкви!


Сердечно рад приветствовать вас в Санкт-Петербурге в нашем Новодевичьем монастыре на проходящем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заседании, посвящённом теме послушания в современных монастырях.

Отрадно, что сейчас многие вопросы церковной жизни решаются сообща, с привлечением широкого круга участников. Это говорит о том, что Церковь развивается, появляются новые средства коммуникации между верующими, которые следуют словам блаженного Августина: "В главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всем - любовь". Это, конечно, не может не радовать. В подготовке "Положения о монастырях и монашествующих", принятого в прошлом году на Архиерейском Соборе, участвовали все епархии. Первоначальный вариант этого документа собрал более тысячи комментариев. Это говорит о том, что поднятые в нем проблемы актуальны для насельников более девятисот монастырей Русской Православной Церкви.

На форуме мы делимся своим видением ситуации относительно упомянутой темы, обозначаем круг вопросов, и в конце постараемся принять необходимые рекомендации по результатам обсуждений.

Не случайно наше собрание проходит в мегаполисе, где особенно остро ощущается дыхание современного мира с его идеологией эгоизма и самомнения, когда личное мнение человека о грехе и добродетели считается критерием истины.

Поскольку мы живем в эпоху широко развитых социальных коммуникаций, эта идеология не может не касаться монастырей, куда насельники приходят из мира с багажом своих представлений, когда принцип послушания воспринимается с учетом светского понимания внешней свободы, а не внутренней борьбы со страстями.

Человеку как существу греховному, свойственно выражать протест в разной форме и по разным поводам. Одни стараются с этим протестом бороться, другие его скрывают, но внутри он остаётся как болезнь, разрушающая духовную жизнь человека.

Послушание является одним из трёх обетов постригаемого в монахи. Оно наряду с другими двумя - тяжёлый ежедневный труд. Ведь каждый человек - это личность, которая оценивает ситуацию, как говорят, со своей колокольни. Важно, чтобы возлагаемое послушание стало личным выбором монаха, принятием воли Божией, явленной через игумена или игумению. Это идеал, к которому необходимо стремиться всем монашествующим, чтобы достичь святости, ради чего мы отрекаемся от мира.

Важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем просто начальственным. Ведь такое руководство не может способствовать появлению подлинного послушания, монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери. Не каждый согласится сажать саженец вверх корешками, если повеление исходит не от авторитетного в духовном плане руководителя.

Иногда назначают на послушания, которые не совместимы с личными способностями или здоровьем человека. Игуменам и игумениям нужно взращивать в себе дар рассуждения, о котором говорят святые отцы-подвижники и стараться с большой мудростью и терпением подходить к подобным вопросам.

Наша дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета - послушания - применительно к жизни в современном монастыре. Как объяснить труднику или послушнику, что есть послушание? В чем разница между послушанием и исполнением обязанностей на работе? На эти и другие вопросы призваны ответить участники нашего "круглого стола".

Желаю всем участникам помощи Божией в трудах и успехов на поприще монашеского делания".
Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии.
2 июля
«Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
2 июля 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга начал работу круглый стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты».

В состав президиума первого дня заседаний вошли: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Почаевский Владимир, наместник Свято-Успенской Почаевской лавры; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.

Открывая мероприятие, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност передал участникам собрания благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поблагодарил митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия и настоятельницу Воскресенского Новодевичьего монастыря игумению Софию (Силину) за предоставленную монашествующим возможность снова встретиться в Северной столице и пожелал собравшимся плодотворной работы.
Далее вниманию участников были предложены доклады секции «Послушание – дыхание монаха». Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в своем выступлении на тему «Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей»напомнил, что духовные истины, которым учит Церковное Предание, должны являться для нас не столько теоретическим знанием, сколько тем необходимым опытом, которым мы должны жить и который должны изучать в реалиях современности. «В онтологическом смысле, – отметил митрополит Исидор, – послушание есть восстановление утраченного образа Божия в человеке». Говоря далее о сердечной радости как о важном ориентире в созидании добродетели послушания, докладчик порекомендовал обращать внимание на причины ее возникновения: внимательно смотреть, не зависит ли она от внешних обстоятельств (одобрения игумена или братии), так как лишь внутреннее принятие послушания, стремление исполнить волю Божию является ответом человека на Божественную любовь, дает подлинную свободу и приносит плоды смирения – мир с Богом, мир с ближним, мир с самим собой. Иной же причиной радости может быть, например, тщеславие. Завершая свой доклад, митрополит Исидор привел добрые примеры послушания из «современного патерика» – духовной жизни нынешних насельников монастырей.
Доверию и любви как основам духовного руководства было посвящено выступление епископа Касимовского и Сасовского Дионисия. Тема «Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца», по мнению епископа Дионисия, всегда порождает много вопросов: как выбрать духовного наставника? как относиться к его немощам? может ли старец ошибиться и может ли это принести вред послушнику? Ответы на эти вопросы есть у святых отцов Церкви и современных подвижников. Должен знать ответы на эти вопросы и игумен, осознавая, что руководство монастырем не может ограничиваться только заботой о внешнем благосостоянии братии. Напомнив собравшимся формулу святогорцев – старцем может быть только тот, кто сам был послушником у старца, – владыка Дионисий обратился с вопросом к участникам круглого стола: как же надлежит учиться и учить послушанию тем, кто не проходил этот путь в его классическом понимании? И, отвечая сам на свой вопрос, предложил вниманию собравшихся несколько советов для «старцев поневоле», которые были назначены таковыми и призваны исполнять это послушание.

Игумен Петр (Мажетов), наместник монастыря Свято-Косьминская пустынь Екатеринбургской епархии, в докладе «Подчинение, повиновение, послушание – "что есть что" и что должно быть в монашеском братстве», посвященном побудительным причинам послушания, в частности, предложил взглянуть на послушание как на целеустремленность, духовное дерзновение. Послушание – это наука, позволяющая монаху держаться конкретной жизненной цели, теряя которую инок перестает слышать сердечный зов Спасителя: «Гряди по Мне». У человека всегда есть свое мнение, и если он понимает послушание как подавление собственной воли, то ничего, кроме уныния, это занятие ему не принесет. Вялость и уныние как проявления подавленности духа очень опасны для монаха, который призван благоговеть перед Тем, Кому служит.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт свое выступление на тему «Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы» начал со слов благодарности организаторам круглого стола за подобные встречи, благодаря которым, по мнению Его Высокопреосвященства, монашествующие обретают возможность возродить прерванную в советские годы духовную традицию.

Среди опасностей, возникающих на пути приобретения добродетели послушания, архиепископ Феофилакт отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников. Владыка напомнил, что исключительной и недоступной для рассуждения личность учителя делается в сектах, в том числе и псевдоправославных. В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего старца Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером. «Послушание есть средство обучения молитвенному деланию. В то же время молитва – средство, приводящее наш ум и сердце в благословенное послушание Самому Богу. И здесь цель и средство меняются местами. Благословенное послушание Спасителю во все дни жизни становится целью внутренней молитвы», – заключил архиепископ Феофилакт.

Игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги, в докладе «Послушание – основной монашеский обет» подчеркнула мысль, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить замысел Божий о нем. Небесная Иерархия подчинена закону послушания: все Небесные Силы, в т.ч. архангелы и ангелы, живут радостным послушанием Богу, сказала докладчица. Игумения Анастасия привела святоотеческие высказывания о необходимости для монашествующих исполнения обета послушания. «Исполнение обета послушания оберегает монаха от всех козней врага, хранит, поддерживает, утешает и радует в течение всего следования по тесному монашескому пути», – заключила матушка.
Во второй части работы круглого стола на секции, озаглавленной «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), участники заслушали выступления митрополита Почаевского Владимира, наместника Свято-Успенской Почаевской лавры; протоиерея Александра Чеснокова, клирика храма святителя Николая г. Краснодара Екатеринодарской и Кубанской епархии; иеромонаха Рафаила (Янкевича), насельника Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря; игумении Филареты (Калачевой), настоятельницы Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии; игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской и Кашинской епархии. Докладчики поделились воспоминаниями о жизни в послушании у старцев и рассказали присутствующим о подвижниках благочестия, память о которых хранят представляемые ими обители.



По окончании заседаний для участников круглого стола была организована поездка в Кронштадт и посещение мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского. Экскурсию провел клирик Морского Никольского ставропигиального собора в Кронштадте иерей Сергий Резниченко.

Пресс-служба Синодального отдела по монастырям и монашеству.