«Монастырский вестник» продолжает публиковать цикл бесед с участниками направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, организованного Синодальным отделом по монастырям и монашеству. На вопросы портала ответил игумен Иосиф, настоятель Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Отец Иосиф, XXVII Рождественские чтения были посвящены молодежи. О молодежи много говорилось и во время работы монашеского направления. Как Вы думаете, в чем нуждается сегодня молодежь, приходя в монастыри? Человек во все времена ищет в Церкви одно и то же – Бога. То, что формы этого поиска и сложности, с которыми он может быть связан, в определенной мере обусловлены особенностями нашего времени, не означает, что основным центром внимания, в нашем случае, монастырей, но в целом – и пастырей, и христиан, занимающихся просветительской деятельностью, – должно быть изыскание каких-то особенных форм общения с окружающим миром, которые сделали бы Церковь «привлекательной», а ее благовестие «актуальным».
2018 год был отмечен интересным событием, которое может дать пищу для размышлений о значении монашества в жизни нашего общества, а также том месте, которое оно приобрело на Западе. В октябре прошлого года в Католической Церкви состоялся так называемый «Синод епископов о молодёжи, вере и распознавании призваний». Его итоговый документ анализирует широкий спектр вопросов, связанных с участием молодежи в церковной жизни: необходимость привлечения молодых людей к принятию тех или иных решений, гендерные роли, вопросы образования, влияние интернета, и прочие важные и интересные вопросы. Все это многообразие тем отмечено, однако, одним примечательным и важным фактом: во всем тексте, состоящем – ни много, ни мало – из вступления, преамбулы, двенадцати глав и заключения, – «монашество» и родственные ему слова не упомянуты ни разу.
Но что такое монашество, как не стремление к полноте жизни во Христе? «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр 1.16) – это призвание каждого христианина, которое для монашествующего приобретает особенное значение, когда мы вспоминаем вторую часть фразы, из книги Левита, на которую и ссылается апостол Петр: «Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Лев. 20.26). Монах – это человек, который был «отделен» Святым Духом и призван оставить всякое попечение, всякое желание и всякое притязание до такой степени, что уже не он живет, но в нем живет Христос.
По этой причине монашество всегда актуально, всегда молодо. Наша задача, на мой взгляд, не в том, чтобы адаптировать монашество (или любою другую сторону жизни Церкви) под то, что представляет интерес для молодежи. Святитель Филарет (Дроздов) говорил: «Если век стремится в бездну, лучше отстать от него». Но в другом месте тот же святитель, обращаясь к наместнику Троице-Сергиевой Лавры, пишет: нельзя девятнадцатый век сделать четвертым, а Вологодскую губернию – Фиваидою. Монашеская жизнь в наиболее явной форме утверждает величие призвания человека, значение его духовного мира, глубину его сердца. Монашеская жизнь сегодня призвана вернуть человеку умение любить, способность радоваться Божию творению и благодарить. Встречая наших современников, ищущих монашеской жизни, наша главная задача – осознавая и творчески используя разницу эпох и социальных и культурных условий, быть подлинными в том служении, которое мы совершаем и тем вдохновлять молодых послушников. По слову свщмч. Иринея Лионского, слава Бога – это подлинно живущий человек. Если приходящие к нам будут видеть в нас эту подлинность, то исполнится и вторая часть высказывания святого, и они познают, что истинная жизнь есть видение Бога.
В своем выступлении вы говорили о том, что сегодняшние иноки отличаются от своих предшественников уровнем образования. Насколько важно для монаха, на ваш взгляд, иметь возможность продолжать обучение, пребывая в монастыре? Действительно, в своем докладе я даже привел интересный, на мой взгляд, факт: число монашествующей братии Валаамского монастыря, имеющих высшее образование, сегодня составляет более тридцати пяти процентов, в то время как в девятнадцатом веке Валаам был известен как «мужицкая обитель» и «крестьянское царство». Вполне вероятно, что в крупных или городских монастырях этот процент будет отличаться от того, что можно встретить в более отдаленных или периферийных. Объективную оценку этой информации, наверное, удобнее дать тому, кто имеет возможность наблюдать динамику развития монашества в более крупном масштабе, нежели я – в первую очередь, священноначалию и руководителям Синодального отдела по монастырям и монашеству. В своем докладе я обращал внимание не столько на значение академического образования как такового, сколько на возросшую степень «информированности» в результате и получения формального образования все большим количеством людей, и развития интернета. Это означает, что монастырь должен быть способен поддерживать интеллектуальный диалог с окружающим его миром как через контакты с посещающими его паломниками, так и с теми, кто рассматривает возможность связать с ним свою жизнь.
В то же самое время, необходимо понимать, что человек приходит в монастырь не ради того, чтобы найти иной «ответ» на вопросы, которые ставит перед ним жизнь, или иное объяснение сути происходящего в мире. Современный человек дезориентирован, но это не значит, что формальное духовное образование само по себе способно придать его жизни правильное направление. «Ответы», которые ищет современный послушник и которые ему нужны, заключаются не в словесных формулах или логично сформулированной картине мира. В самом существе современного человека живет недоверие к логике и к системе любого порядка. Его нужды и его чаяния лежат в области парадоксов, куда не в силах проникнуть академическая логика, потому что это область личного и уникального. Монастырь должен быть, в первую очередь, явлением и школой любви к чему-то, кроме мира – с одной стороны, и свидетельством о любви Бога к человеку в мире – с другой. Осознание необходимости принятия постнического покаянного жития пропорционально способности послушника к искренней любви. А искренность нашей любви во многом зависит от веры в то, что несмотря на все недостатки и падения мы можем быть любимы.
Трудно ли, на Ваш взгляд, в современном монастыре находить золотую середину между необходимостью нести разнообразные послушания и получать знания, к которым человек, живший в миру, привык иметь неограниченный доступ? Я бы не сказал, что обычный человек в миру стремится реализовать неограниченный доступ к знаниям. Информированность о чем-либо и знание – не одно и то же. Поэтому если Ваш вопрос касается того, насколько сложно находящемуся в монастыре человеку преодолеть стремление к сбору разного рода информации, то ответ на него, я думаю, будет заключаться в том, насколько монастырь способен быть зримым явлением любви к чему-то, кроме мира, о чем я уже говорил. Монашеская община – это камертон, который должен задавать тональность жизни выше, чем на то способен каждый отдельный из ее членов. Если этого не происходит, то через интернет, через посредство мобильных телефонов послушник ищет утешение не в общине, а в толпе, в которой растворяется его личность, дегенерирует монашеский характер и человеческое достоинство.
Если же вопрос касается взаимоотношения между академическим образованием монашествующих, послушаниями, церковной молитвой и келейным деланием, то я не вижу в этом особенной проблемы. По опыту жизни в Валаамском монастыре я могу сказать, что братия в целом довольно положительно реагирует на возможность приобретения самых различных знаний: несколько лет назад на Валааме даже специально приглашенным преподавателем из числа волонтеров проводились довольно длительные курсы английского языка. В основном, проблемы появляются, когда встает необходимость отсылать насельника за пределы монастыря на несколько дней или даже недель – для прохождения каких-нибудь установочных лекций, сдачи экзаменов и т. п. Это, конечно, часто негативно сказывается на духовной жизни насельника и имеет иногда последствия радикального свойства.
Полезны ли, на Ваш взгляд монашеские форумы? Иногда приходится слышать мнение, что они занимают довольного много времени, которое монаху можно было бы потратить на дела духовные. Конечно, инерционная сила присутствует в любом деле, и определенное количество людей, возможно, воспринимает участие в подобного рода мероприятиях как некую спущенную на них сверху обязанность. Но в конечном итоге те, кто поставлен священноначалием возглавлять Синодальный отдел и наблюдать за устройством монастырской жизни, это своего рода игумены над игуменами. Они несут на себе неблагодарную роль воспитателей. Как внутри монастырей не каждый послушник или монах понимает необходимость исполнения тех или иных послушаний, соблюдения того или иного порядка и уклада, точно также, когда мы все собираемся вместе, то можем чего-то не понимать, не ценить. Но это не означает, что подобного рода мероприятия не имеют объективной ценности. И, повторюсь, даже если такая инерционная сила присутствует, ее надо принимать как неизбежный момент воспитательного процесса, возрастания нашего соборного монашеского сознания. А вообще, конечно, очень полезно и даже необходимо нам время от времени встречаться всем вместе, чтобы поделиться и во время заседаний, и в кулуарах своими наблюдениями, размышлениями и проблемами.
Беседовала Екатерина Орлова Фото: Владимир Ходаков материал взят с интернет ресурса
http://monasterium.ru