ПУБЛИКАЦИИ
об иконах и святынях обители
8 февраля 2020
Реставрация иконы складня «Богоматерь Одигитрия с
предстоящими Пантелеимоном, Космой, Дамианом и Артемием» на
створках 17в.
Описание состояния сохранности.

Тыльная сторона. Тыльная сторона запылена, загрязнена до темно-коричневого цвета.
Углы и края основы окатаны и потерты до светло-коричневой древесины. Крепления створок к центральной части складня осуществляется проволочными петлями (в виде колец) с лицевой стороны сквозь основу с выходом на тыльную сторону. Концы петель загнуты и спрятаны в массиве основы тыльной стороны. Металл петель поцарапан, потерт до блеска.
Поверхность тыльной стороны загрунтована (выкрашена?) в темнокоричневый цвет. Красочный слой (грунт?) частично осыпался на потертых краях и торцах.
На пятнах загрязнений (потеков?) в верхней части влипшая вата (ворс ткани?)

Лицевая сторона. Складень вмонтирован в углубление мощевика с помощью металлической пластины.
Икона представляет из себя прямоугольную центральную часть с углублением для двух боковых створок с фигурной верхней частью.
Боковые створки складываются в центральную часть образуя стрельчатое навершие. Икона неоднократно поновлялась.
На углах центральной части внизу справа (1,2х2х0.8см) и слева вверху (0,8х0,8х0,5см) старые потемневшие сколы древесины. Менее значительные вмятины с утратами грунта вдоль верхнего края. Грунт тонкий серо-коричневого цвета. На лузге не многочисленные отставания грунта от основы.
На нимбах просматривается чеканный орнамент в виде чередующихся точек и крестов. Углубления чеканки заполнены темной олифой.
Вся центральная часть поражена мелкими вертикальными грядками красочного слоя. Грядки имеют многочисленные стабильные изломы, раздавленные при предыдущем укреплении, они залиты реставрационным лаком.
Следы как минимум двух поновлений просматриваются на опуши вдоль краев щита. Записи находятся в следующем порядке: в верхнем слое розовая запись с потемневшей олифой, затем красная запись лежащая по темному слою олифы под которой авторское сусальное золото и узкая киноварная авторская опушь. Остатки жидких белильных прописок видны на обводках нимбов и дублирующих надписях. Также жидкие черные прописки видны по утраченным контурам фигур и на изображении короны. Они шире авторских описей и лежат поверх утрат авторского золота. Авторская живопись сильно потерта, местами утрачена до грунта. Личное промыто, потерто. Контуры и черты лица читаются по пропискам (белки, зрачки, губы). Одежды выполнены с использованием цветных (красного и зеленого) лаков по слою сусального золота. На участках с зелеными лаками толстый слой почерневшей олифы.
В нижней и центральной части складня, на всей правой створке и центральной части левой створки видны следы промывок – живопись оголена. Относительно сохранными кажутся фигуры на левой створке. По краям левой створки остатки темной сгрибленной олифы скрывают потертую авторскую живопись и местами утраченное золото. Золото асиста на одеждах младенца Христа сильно потерто и сохранилось в нижней части изображения.

Древесина торцов и боковых сторон замаслена почерневшая. Слегка потерта на нижнем торце.

Реставрационный процесс начат 11 июля 2019г. с фотофиксации исследования иконы под микроскопом.

Проведены консервационные мероприятия по укреплению грунта и красочного слоя. Укрепление проводилось с использованием мездрового клея с медом (в качестве пластификатора). Восполнены утраты древесины на углах центральной части и мелкие утраты грунта по краям центральной части.
Раскрытие велось под микроскопом микроинструментом «всухую» без использования растворителей. Поверхность смачивалась пиненом. При довыборке поверхности от сгустков и стойких загрязнений применялась эмульсия спирт/пинен (1/1), а также выборочно (точечно) диметилсульфоксид.
Пробное раскрытие проводилось на центральной части от левого края на опуши с выходом в средник на золотой фон. Поновительская розовая опушь удалялась полностью, а красную позднюю решено оставить т.к. авторская опись густо-красная сохранилась фрагментарно. Такого же темно-красного цвета авторские буквы надписей на правой створке. После раскрытия левой створки выяснилась относительно хорошая сохранность фигур Пантелеимона и Космы. Открылись одежды и личное письмо. Появилась возможность выяснить детали: у Пантелеимона в руке крест белого цвета, у Космы красный свиток. Живопись в плохом состоянии сохранности, сильно потерта и утрачена, поэтому пришлось восстанавливать некоторые детали. Единственный почти полностью сохранный лик (кроме волос) Пантелеимона послужил образцом для частичного и более полного воссоздания других сильно утраченных участков живописи. Надписи на потертом золотом фоне также частично восстановлены, в частности «Пантелеимон», вместо поновительской белой выполнена киноварная, как утраченная авторская.
В тонировках и живописных восполнениях применялись обратимые материалы акварель и гуашь белила. Золото фона в утратах заполнено сусальным золотом и притерто акварелью для объединения старого и нового по цвету и тону.
После тонировок икона покрыта мастичным лаком в два слоя с просушкой, смонтирована и зафиксирована в мощевике.

Художник-реставратор Бушуев М.М. 17.12.2019г.

20 августа 2019
Икона Божией Матери «Ковчег Спасения»
Икона Пресвятой Богородицы «Ковчег Спасения», что находится в нашей обители, имеет удивительную историю, исполненную деятельным молитвенным участием инокини Исидоры, которая почитается в Божием народе как странница Дарьюшка. На иконе мы увидим и саму инокиню Исидору указывающую на Пресвятую Деву в спасительном ковчеге.

26 февраля 2012года, накануне Великого поста, в прощёное воскресенье после панихиды на могилке ин. Исидоры, собравшиеся богомольцы могли видеть в небе над обителью образ Царицы Небесной. Вот первое описание образа очевидцами этого события: Пресвятая Богородица в бордовых ризах в ковчеге (корабле) с Младенцем на руках; левой рукой поддерживает Младенца Иисуса, а правой касается свитка в Его руках; ангелы держат венцы над головой Пресвятой Девы и младенца Христа; на корабле мачта в виде Креста с белоснежным парусом, а на боку виднеется надпись «Ковчег Спасения». Сам образ Божией Матери с младенцем на иконе не нов, но имеет сходство с иконографией таких икон, как «Достойно Есть», «Милующая», «Киккская». Особенность в том, что Божия матерь с младенцем Христом находятся в ковчеге (как известно - ковчег это корабль, который является символом Святой Христовой Церкви, плывущий по волнам житейского моря к спасительной пристани в Царствии Божьем). Несмотря на то, что образ Пресвятой Девы «Ковчег Спасения» не имеет широкого распространения в иконографии и известен лишь на святой горе Афон, мы верим, что чудесное явление иконы дано в благословение и покровительство нашей святой обители и всем богомольцам, прибегающим под святой покров Царицы Небесной.

Не сразу была написана наша икона, для этого понадобилось несколько лет; Сначала все молились, с нетерпением ожидая создания эскиза иконы. Потом терпеливо ждали одобрение иконописной комиссии. И на конец, просили благословения на создание иконы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, на что владыка милостиво дал благословение. Радости и благодарности Богу исполнились все, когда образ Пресвятой Девы обрел место в Воскресенском храме нашей скромной обители, и сейчас, перед ликом Богородицы, каждый может излить свои сердечные молитвы.

Из книжки Софии Снесоревой «Русская странница Дарьюшка» каждый желающий может узнать о простой, по детски наивной старушке всю свою жизнь посвятившей служению Богу и людям. Помогали ей в непростой её жизни Чистая вера и крепкая надежда на Бога и Его Пречистую Матерь. О том, как она любила Пресвятую Деву красноречиво свидетельствует рассказ о паломничестве Дарьюшки в святую Киево-Печерскую Лавру. Многие труды она была готова понести и многие скорби потерпеть ради того, чтобы поклониться Царице Небесной. Особую любовь к Богородице странница Дарьюшка явила и в Петербурге, куда она последовала за своими любимыми матушками из Горицкого монастыря. У неё и здесь была «своя дорожка». Путь свой она неизменно начинала с молитвы у «Казанской», потом шла поклониться к «Скорбящей», и далее уже по делам и поручениям «хорошей матушки», как она любяще прозвала игуменью Феофанию. И в какую бы сторону не шла, обязательно сначала сходила помолиться Матушке Богородице, за Её благословением. Перед своей кончиной, видя скорбь близких и родных ей сестер, инокиня Исидора завещала приходящим на её могилку призывать в молитве Пресвятую Деву, трижды прочитав тропарь «Богородице Дево радуйся». Именно благодаря своей вере и служению Богу, инокиня Исидора заслужила у Господа милости быть почитаемой у многих верующих. Обращаясь к ней в трудные минуты, молясь за своих родных и близких, ожидаем у угодницы Божьей ходатайства перед Престолом Божиим и Пресвятой Богородицей, и с благодарностью получаем просимое (собрано большое количество благодарственных писем, приносимых верующими, в которых выражается сердечное благодарение инокине Исидоре за её помощь).

Смотря на икону можно с уверенностью сказать, Божия Матерь, всех нас призывает в Ковчег Спасения, Церковь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Находясь в лоне Церкви мы исцеляемся от страстей и грехов, в ней нас Господь спасает и в ней же мы ожидаем жизни будущего века, вместе с Ним и Его святыми угодниками в Царствии Божиим. Надеемся, что в своё время будет прославлена Церковью в лике святых и инокиня Исидора, смиренная послушница Царицы Небесной.