Пророк Исайя. Старший из четырех великих пророков. В книге пророка Исайи содержатся настолько ясные пророчества о Рождестве, жизни, страданиях и Воскресении Иисуса Христа, что его называют «ветхозаветным евангелистом». Также именно ему принадлежат слова о рождении Христа от Девы. Изображен седовласым старцем, с длинными прядями волос, окладистой бородой. На свитке пророчество: «Се Господь, яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его» (Ис. 66:24).
Пророк Иеремия. Второй из четырех великих пророков израильских. Обличитель идолопоклонства и ревностный служитель Бога, провозвестник Нового Завета, так как предсказал воплощение Сына Божия и его страдания. Изображен старцем с седыми длинными волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями. На развернутом свитке текст:
«В день Воскресения, изыдет ковчег из камене запечатленного и поставится на горе Сионской».
Пророк Иезекииль. Ему было чудное видение славы Божией — Самого Бога в виде человека, шествующего «как бы свет пламени из средины огня», на тетраморфе (крылатое четырехвидное существо) (Иез.1:4-28; также 10:14 и 41:19). Изображен старцем с седыми волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями, с бородой средней длины, заостренной книзу. На свитке написано: «И рече Господь: отверзу гробы ваша и изведу вас от гробов ваших» (Иез. 37:12).
Пророк Даниил. Последний из четырех великих пророков израильских.
Библейская книга пророка Даниила содержит его жизнеописание и пророчества о явлении Мессии и конце мира. Пророк представлен прекрасным юношей. Отличительной чертой изображения является царское облачение и характерный головной убор двуцветный мягкой формы. Короткий подпоясанный хитон с сильным напуском, в высокой обуви. Поверх хитона наброшен плащ с широким золотым оплечьем, скрепленный на груди фибулой, в левой руке — свиток: «Возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется» (Дан. 2:44).
Ветхий Завет содержит 12 книг малых пророков — их книги сравнительно небольшие, имеют лишь несколько глав. Но говорят они о вещах чрезвычайно важных. Выбор пророков из 12 также обусловлен программой росписи храма (например, в храмах, посвященных Воскресению Христову, подбираются пророки, упоминающие в своих текстах об этом событии).
Пророк Иоиль. Им было предсказано запустение Иерусалима. Он же пророчествовал, что на всякую плоть будет изливаться Святой Дух через Спасителя мира. Иоиль изображен седым старцем с длинными волосами; фигура написана в движении, текст на свитке: «Излию от духа моего на всяку плоть и прорекут сынове ваши» (Иоиль 2:28).
Пророк Иона. Был преемником пророка Елисея. Книга пророка Ионы содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Изображен с седыми волосами, с короткой округлой бородой, в руке свиток: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя» (Иона 2:3).
Пророк Аввакум. Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение евреев и возвращение пленных на родину. Пророк представлен средовеком, фигура написана в движении, правая рука поднята к голове: пальцами пророк указывает на ухо в соответствии с его пророческим даром, в левой руке — развернутый свиток с текстом из Книги пророка Аввакума: «Господи, услышах слух Твой и убояхся; Господи, разумех дела Твоя и ужасохся» (Авв. 3:1-2).
Пророк Захария. Пророк Захария принадлежал к священническому роду, данное ему пророческое дарование — «есть отеческое наследие», его книга является самой мессианской и эсхатологической из всех книг Ветхого Завета. Изображен безбородым юношей, фигура написана в движении подобно пророку Аввакуму. На свитке: «Возведох очи мои и видех и се серп летящ, и рече ко мне Ангел: сия клятва» (Зах. 5:1-3). Как говорилось выше, пророки изображены в нишах аркатурного пояса, который в свою очередь тоже имеет символическое значение. «Аркатурные пояса — это поэтический рассказ о жизни святых в райском саду... как плод земного подвига исповедания веры и жизни в Законе Божием» (И.В.Юрасова «Символика архитектурных форм русского православного храма»).
Столбы и арки — символ идеальных деревьев. Голубой фон — символ неба духовного. Пророки — изображение бессмертных святых душ в Раю. Аркатурные пояса обогащаются включением растительного орнамента, обозначающего райское цветение. Следует специально остановиться на декоративных элементах росписи, которые в Воскресенском соборе отличаются необычайным разнообразием и богатством вариантов.
Традиция роскошного убранства храмов сложилась очень рано: уже в храмах V–VI веков три четверти поверхности стен украшались многоцветными мраморными, гранитными и инкрустированными камнями.
В столичных византийских храмах ранней эпохи изображения располагались, как правило, только в верхних зонах храма, тогда как поверхности стен облицовывались мрамором.
Следуя этой традиции, и в современных храмах плоскости стен нередко украшают полилитиями - живописной имитацией мраморов в виде панелей, опоясывающих по периметру весь храм, или в виде роскошных мраморных рам вокруг изображения.
Наравне с отделкой под камень в декоративном убранстве храмов широко применяется использование разнообразных орнаментов.
До периода иконоборчества орнаменту придавалось большее символическое значение — в него вплетались и «зашифровывались» христианские символы. После орнамент занял важное, хотя и второстепенное место в художественном оформлении храма - обрамляя сюжеты, он служит дополнительным связующим звеном, создает композиционное единство фресок и архитектурных форм храма.