23 августа 2019

Система росписи
Воскресенского собора

Купол и барабан Воскресенского собора Новодевичьего монастыря
Росписи разработаны иконописцами Николаем и Наталией Богдановыми в 2011–2012 годах.

Купол


Христос Вседержитель изображен поясным в медальоне, вокруг него
фризом идет надпись: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». Христос изображается в окружении «Сил Небесных»: на востоке по оси расположен Огненный Шестикрылый Херувим: «и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24); далее идут поясные изображения восьми Архангелов в медальонах. Ангелы, как посланники Божии, призваны возвещать людям Его волю и исполнять Его повеления. В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов.

Барабан
Система росписи всегда подчиняется внутреннему пространству и архитектурным особенностям храма. В Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря одной из характерных особенностей является высокий барабан, разделенный на два яруса: верхний прорезан окнами, нижний украшен аркатурой, выполненной в виде невысокого рельефа, образующей ниши полукруглым завершением архивольта. Это дает возможность поместить максимальное количество фигур святых. Их число всегда зависит от количества простенков между окнами и арок (как в данном случае).
Изображения в барабане купола размещены в строгом нисходящем иерархическом порядке — от ветхозаветных праотцев к пророкам.
«Начиная разговор о пророческом служении — а оно буквально пронизывает весь Ветхий Завет, — следует сразу сказать, что при всем многообразий этого служения, при всем многообразии истин, открытых через них Богом, все пророки возвещали об одном — о спасении» (Архимандрит Николай (Погребняк) «Иконография пророческого служения»).
В верхнем ярусе в простенках окон размещены праотцы — библейские прародители: Адам, Ева, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Мелхиседек. Они, образцы благочестия и хранители обетования, представляют ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева. Именно им были впервые даны Откровение, Завет и Обетование. Они являются предками Иисуса Христа по плоти и тем самым участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному.
Праотцы, как и пророки, изображаются, как правило, облаченными в античные одежды: хитон (нижняя одежда в виде рубахи до пят) с клавом (узкая, как бы вытканная по одежде полоса — символ посланничества) и гиматий (верхняя одежда в виде плаща). В основном праотцы и пророки изображаются седовласыми старцами. Некоторые изображены со свойственными только им атрибутами — предметами, которые являются постоянным знаком этого святого, отличительным признаком. Атрибутами становились: орудия пыток для мучеников; животные, сопровождающие святого; предметы, как указание на значимые события жизни или атрибуты профессии.
Правая рука праотцев и пророков поднята в благовествующем жесте. В христианской иконографии перстосложение символизирует или благословение, или процесс беседы. У пророков эти жесты подразумевают
прямую речь святого, а не благословение в смысле наложения крестного знамения (жест благословения изображается только у Спасителя, архиерея или священника и называется именословное перстосложение — особое сложение перстов, каждый палец при этом изображает букву греческого
алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа).
Праотцы и пророки
Первым в числе праотцев изображается Адам, за ним следует Ева. Адам изображен седовласым старцем с длинной бородой и прядями волос. В левой руке он держит процветшую ветвь. Ева — с длинными прядями седых волос, выбивающихся из-под чепца; на ней туника, задрапированная красным мафорием (широкая верхняя одежда).
Праотец Енох. О конце его земной жизни написано: «И ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). Из этих слов заключали, что за свою праведную жизнь Енох избежал общей участи всех смертных людей и был взят Богом живым на небо. Изображен с короткими волосами с проседью и упругой окладистой бородой.
Праотец Ной. Изображен старцем; седые пряди длинных волос лежат на правом плече, в руках ковчег.
Праотцы Авраам, Исаак, Иаков являются родоначальниками народа израильского. Господь именуется в Ветхом Завете «Богом Авраама, Исаака и Иакова» (Исх. 3:6), а Иисус Христос назван «Сыном Аврамовым» (Мф. 1:1).
Праотец Авраам. Считается родоначальником многих народов (Быт. 17:4). Принесение Авраамом в жертву сына Исаака прообразует, согласно толкованиям святых отцов, крестную смерть и воскресение Христа.
Праотец Исаак. Сын Авраама и Сарры. В Священном Писании именуется единственным сыном (Быт. 22:12, 22:16), хотя у Авраама были и другие дети.
Праотец Иаков. Боролся за «первородство», чтобы и на него перешло благословение, данное Богом Аврааму. Ревностно послужил Богу.
Изображены все трое праотцов седовласыми старцами с длинными бородами и волосами.
Мелхиседек, священник, царь. Мелхиседек был одновременно священником Бога Всевышнего и Царем Салима. Рассматривается как прообраз Христа (Евр. 5:6, 10, 6:20) (в повествовании Священного Писания появляется внезапно — встреча Авраама с хлебом и вином — и так же внезапно исчезает). Изображен седовласым старцем в священнических одеждах, характерный головной убор — митра. В руках его чаша с хлебами.
Нижний ряд обращен к теме ветхозаветных пророчеств и предзнаменований о Спасителе, который должен прийти в мир. Здесь изображены не только авторы пророческих книг, но и цари, и первосвященники, и наиболее почитаемые пророки.
Традиционно пророки размещаются в той последовательности, которую предлагает нам Библия. Православная традиция начинает счет пророков с Боговидца Моисея и брата его Аарона: «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7:1).
Аарон, брат пророка Моисея, первый ветхозаветный первосвященник. Отличительные признаки Аарона: священнические одежды, характерный головной убор — митра. В руках его сосуд со свитком и процветший жезл — символы первосвященства.
Пророк Моисей. По преданию, Моисей автор Пятикнижия. Пророк Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди — Новый Завет. Изображен средовиком (человеком средних лет), еврейского типа, благонравным, плешивым, с небольшой бородой, со свитком, на котором помещен текст: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его» (Великий канон. В среду первой седмицы Великого поста (Исх. 15, 1-2)).
Свитки в руках пророков содержат выдержки из текстов их пророчеств или отрывки из гимнографии. При этом твердо установленных критериев при выборе изречений пророков не существует, иконописный подлинник обычно дает несколько вариантов цитируемых текстов. Поэтому выбор текста зависит от общей богословской идеи росписи или с учетом композиционных особенностей. В данной работе тексты взяты из «Руководства к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года», Фартусов В. Д.
Пророк Илия. Грозный обличитель идолопоклонства и нечестия. Изображен седовласым старцем, на хитон его наброшена власяница (милоть). В руках свиток: «Жив Господь Бог Сил, Бог Израилев» (3 Цар. 17:1).
Пророк Елисей. Ученик и последователь пророка Илии, единственный очевидец его вознесения на небо. В наследие от Илии получил милоть (мантию) как видимый знак преемства пророческого духа. Изображен средовиком с проседью в волосах, плешив. На его свитке текст: «Сице глаголет
Господь: Исцелих воды сия, не будет от них ктому смерти» (4 Цар. 2:21).
Пророк Самуил. Также последний и знаменитейший из судей израильских. С него начинают изображения пророков — предков по плоти Христа. Изображен седовласым старцем, с длинными волосами и бородой, в богатых священнических одеждах, с митрой на голове. В руках держит кадило и рог: «И сказал Господь Самуилу Наполни рог твой елеем и пойди...» (1 Цар. 16,1).
Пророк Иесей. Родоначальник «древа Иессеева» (Мф. 1:1–17). Также Православная Церковь именует Христа «жезлом из корня Иессеева и цветом от него» (ирмос канона Рождество Христово, песнь 4-я). Старец с окладистой бородой, плешив. На свитке: «Корень прозябе Иесеевь, Из него прошед Бог Наш надежда языков...» (на неделю св. праотцев).
Пророк Давид. Второй и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец и автор Псалтыри. К Давиду восходит и родство самой Марии, о чем сообщает апокрифическое Протоевангелие Иакова (глава 10). Христос именуется сыном Давидовым (Мф. 1:1). Давид изображен темноволосым, с проседью, зрелым мужем, с тугими кудрями, короткой прической и аккуратной окладистой бородой, в короне, облачен в царские одежды: синяя мантия, скрепленная фибулой у правого плеча, и красная туника с золотыми каймами и драгоценными камнями. В руке Давида раскрытый свиток с надписью: «Вси языцы восплещите руками воскликнете Богу гласом радования» (Пс. 46:2).
Пророк Соломон. Сын Давидов и третий еврейский царь. Строитель Иерусалимского храма. Изображен молодым, безбородым, голова его обращена в сторону царя Давида. Также изображен в царских одеждах, в правой руке держит перо, в левой руке — развернутый свиток с текстом пророчества: «Премудрость созда себе дом и утверди столп седмь» (Притч. 9:1).
Далее в ряду ветхозаветных пророков следуют изображения авторов пророческих книг. Традиционно по объему наследия книги библейских пророков делят на две части: Великие пророки, Малые пророки.

Великие пророки
Пророк Исайя. Старший из четырех великих пророков. В книге пророка Исайи содержатся настолько ясные пророчества о Рождестве, жизни, страданиях и Воскресении Иисуса Христа, что его называют «ветхозаветным евангелистом». Также именно ему принадлежат слова о рождении Христа от Девы. Изображен седовласым старцем, с длинными прядями волос, окладистой бородой. На свитке пророчество: «Се Господь, яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его» (Ис. 66:24).
Пророк Иеремия. Второй из четырех великих пророков израильских. Обличитель идолопоклонства и ревностный служитель Бога, провозвестник Нового Завета, так как предсказал воплощение Сына Божия и его страдания. Изображен старцем с седыми длинными волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями. На развернутом свитке текст:
«В день Воскресения, изыдет ковчег из камене запечатленного и поставится на горе Сионской».
Пророк Иезекииль. Ему было чудное видение славы Божией — Самого Бога в виде человека, шествующего «как бы свет пламени из средины огня», на тетраморфе (крылатое четырехвидное существо) (Иез.1:4-28; также 10:14 и 41:19). Изображен старцем с седыми волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями, с бородой средней длины, заостренной книзу. На свитке написано: «И рече Господь: отверзу гробы ваша и изведу вас от гробов ваших» (Иез. 37:12).
Пророк Даниил. Последний из четырех великих пророков израильских.
Библейская книга пророка Даниила содержит его жизнеописание и пророчества о явлении Мессии и конце мира. Пророк представлен прекрасным юношей. Отличительной чертой изображения является царское облачение и характерный головной убор двуцветный мягкой формы. Короткий подпоясанный хитон с сильным напуском, в высокой обуви. Поверх хитона наброшен плащ с широким золотым оплечьем, скрепленный на груди фибулой, в левой руке — свиток: «Возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется» (Дан. 2:44).
Ветхий Завет содержит 12 книг малых пророков — их книги сравнительно небольшие, имеют лишь несколько глав. Но говорят они о вещах чрезвычайно важных. Выбор пророков из 12 также обусловлен программой росписи храма (например, в храмах, посвященных Воскресению Христову, подбираются пророки, упоминающие в своих текстах об этом событии).
Пророк Иоиль. Им было предсказано запустение Иерусалима. Он же пророчествовал, что на всякую плоть будет изливаться Святой Дух через Спасителя мира. Иоиль изображен седым старцем с длинными волосами; фигура написана в движении, текст на свитке: «Излию от духа моего на всяку плоть и прорекут сынове ваши» (Иоиль 2:28).
Пророк Иона. Был преемником пророка Елисея. Книга пророка Ионы содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Изображен с седыми волосами, с короткой округлой бородой, в руке свиток: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя» (Иона 2:3).
Пророк Аввакум. Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение евреев и возвращение пленных на родину. Пророк представлен средовеком, фигура написана в движении, правая рука поднята к голове: пальцами пророк указывает на ухо в соответствии с его пророческим даром, в левой руке — развернутый свиток с текстом из Книги пророка Аввакума: «Господи, услышах слух Твой и убояхся; Господи, разумех дела Твоя и ужасохся» (Авв. 3:1-2).
Пророк Захария. Пророк Захария принадлежал к священническому роду, данное ему пророческое дарование — «есть отеческое наследие», его книга является самой мессианской и эсхатологической из всех книг Ветхого Завета. Изображен безбородым юношей, фигура написана в движении подобно пророку Аввакуму. На свитке: «Возведох очи мои и видех и се серп летящ, и рече ко мне Ангел: сия клятва» (Зах. 5:1-3). Как говорилось выше, пророки изображены в нишах аркатурного пояса, который в свою очередь тоже имеет символическое значение. «Аркатурные пояса — это поэтический рассказ о жизни святых в райском саду... как плод земного подвига исповедания веры и жизни в Законе Божием» (И.В.Юрасова «Символика архитектурных форм русского православного храма»).
Столбы и арки — символ идеальных деревьев. Голубой фон — символ неба духовного. Пророки — изображение бессмертных святых душ в Раю. Аркатурные пояса обогащаются включением растительного орнамента, обозначающего райское цветение. Следует специально остановиться на декоративных элементах росписи, которые в Воскресенском соборе отличаются необычайным разнообразием и богатством вариантов.
Традиция роскошного убранства храмов сложилась очень рано: уже в храмах V–VI веков три четверти поверхности стен украшались многоцветными мраморными, гранитными и инкрустированными камнями.
В столичных византийских храмах ранней эпохи изображения располагались, как правило, только в верхних зонах храма, тогда как поверхности стен облицовывались мрамором.
Следуя этой традиции, и в современных храмах плоскости стен нередко украшают полилитиями - живописной имитацией мраморов в виде панелей, опоясывающих по периметру весь храм, или в виде роскошных мраморных рам вокруг изображения.
Наравне с отделкой под камень в декоративном убранстве храмов широко применяется использование разнообразных орнаментов.
До периода иконоборчества орнаменту придавалось большее символическое значение — в него вплетались и «зашифровывались» христианские символы. После орнамент занял важное, хотя и второстепенное место в художественном оформлении храма - обрамляя сюжеты, он служит дополнительным связующим звеном, создает композиционное единство фресок и архитектурных форм храма.

22 октября 2020
Алтарь
Начиная рассматривать росписи алтаря, необходимо сказать несколько слов о символике алтарного пространства.
Символика проявляется не только в архитектуре и в живописи, но и в богослужебных предметах, в облачениях. Сама литургия понимается, прежде всего, как символические изображения, имеющие тайный (иной) смысл, то есть как процесс, который представляет, «символизирует» нечто иное. (А. Шмеман «Таинство и Символ»).
Алтарь подобен небесному святилищу, сияющему на Востоке. «Алтарь - символ высших, пренебесных сфер, где, как сказано, находится престол Божий и его обитель» (Симеон Солунский «О святом храме»).
История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах на каменных гробницах совершалось таинство Евхаристии — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. По-гречески алтарь означает «высокий, возвышенный жертвенник».
В символических литургических толкованиях: алтарь — это горний мир, а также место, откуда Христос шествовал на проповедь, место Его Страстей, Распятия, Воскресения и Вознесения; Алтарь уподобляется Святая Святых ветхозаветного храма — самому сокровенному месту. По словам св. Германа Константинопольского, алтарь — место, где восседает на престоле с апостолами Христос — символ Синайской горницы, где впервые было совершено таинство Евхаристии. Символически это представлено киворием (алтарная сень над престолом), поддерживаемым колоннами. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
В центре алтаря — святой престол. Престол в переводе означает — высокий стол, но в прямом своем смысле он знаменует небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель.
Престол изображает собой гроб Господень, ибо на нем полагается Тело Христово до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды: в нижнюю белую, которая называется «срачицей» и изображает собой плащаницу, в которую было завернуто Тело Христово, и в верхнюю, богато украшенную «индитию», которая изображает славу престола Господня.
В соответствии с древними традициями, восточная стена алтаря имеет форму полукружья (апсида). Символически апсида «является» Вифлеемской пещерой и гробом Господним одновременно.
Алтарь Воскресенского собора Новодевичьего монастыря
Вплотную к середине апсиды алтаря, напротив престола — Горнее место, здесь устраивается архиерейская кафедра, к которой с двух сторон примыкает синтрон — скамьи для священников. Во время богослужения восседающий на Горнем месте архиерей символизирует Господа, а духовенство — апостолов. В византийской традиции символических толкований литургии Горнее место являет собой образ Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и от этого оно называется Горнее, то есть небесное, божественное.
Слева от престола находится жертвенник, на котором совершается проскомидия — первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготовляются для последующего таинства. Жертвенник, так же как и престол, облачен в драгоценную одежду. Жертвенник знаменует место Рождества Христова — пещеру и ясли; на нем же во время проскомидии совершается крестообразное надрезание агнца, что символизирует крестные страдания и соответственно, жертвенник знаменует собой Голгофу, место крестного подвига Спасителя. Кроме того, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, он приобретает значение небесного престола, куда вознесся Иисус Христос.
Иконостас Воскресенского собора
Рассматривая символику алтаря, мы сталкиваемся с парадоксом соединения многочисленных символических значений в одном предмете или месте. Но, как писал Павел Флоренский: «Многообразием этих толкований онтологическое значение алтаря, как мира невидимого, только укрепляется» (П. А. Флоренский «Иконостас»).
Разделительной чертой, отгораживающей алтарь от остального пространства храма, горнее от дольнего, является иконостас (в переводе с греческого означает «подставка для икон»). Он олицетворяет связь между небом и землей. Еще в катакомбные времена появились алтарные преграды. Первоначально они были просто металлическими решетками ограждения или завесами. Затем вместо решеток стали использовать мраморные плиты. Позже возник иконостас с царскими и дьяконскими дверьми. Постепенно иконостас увеличивается в размерах и уже полностью закрывает пространство алтаря. Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей.
Иконостас призван сосредоточить внимание молящихся на образах святых и ангелов, прежде всего Богоматери и Самого Христа. «Сообразно различным символическим знаменованиям Храма, алтарь означает и есть - различное, но всегда стоящее в отношении недоступности, трансцендентности к самому Храму» (П. А. Флоренский «Иконостас»).

Система росписи алтаря

Введение

Евхаристическая служба приобрела ритуальный блеск и теологическую ясность к VIII веку. В результате христологических споров возникает синтез двух тем — исторического самопожертвования Христа и литургии небесного Христа. Земной священник, отправляющий церковную службу, видится как образ небесного священника, а земная литургия — как иконографическое изображение вечного небесного приношения. В толковании Божественной Литургии Германом Константинопольским (в послеиконоборческий период (с 843 года)) мы видим символическое отождествление всякого литургического действия с определенным событием из земной жизни Христа.
В этот период разрабатывается система иконографии, которая должна была донести внутренний смысл богослужения, облегчить его восприятие. Византийское религиозное искусство двигается в сторону наглядности, реализма. При этом происходит процесс наложения более буквальной «повествовательной» традиции на более ранний мистический уровень и формируется «…''напоминательная'', схема изображений с ее ясным, наглядным предметно-декоративным планом, последовательно, эпизод за эпизодом, отражающим в росписях на стенах храма сцены истории спасения» (Роберт Ф. Тафт «Византийский церковный обряд»).
Таким образом, в процессе становления христианского искусства решается проблема изображения потустороннего мира в пределах мира земного: через наделение художественных форм и самих изображений символическими значениями. Содержание росписей в алтаре не было постоянным. Общая схема утвердилась уже в X веке, но и в последующие времена (XVI–XVII века) претерпевало изменения и дополнения. Это связано с широтой церковного живописного канона, который предоставляет определенную свободу тематического выбора для росписи. Выбор же тесно связан с планом алтарного пространства в целом, зависит от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения, от посвящения храма тому или иному Святому или Событию.
Первый ряд росписи, начиная снизу, представлял отцов литургистов и с ними других святителей и святых диаконов, как участников в богослужении. Выше — сама Евхаристия или «Причащение апостолов» под двумя видами — хлебом и вином. Еще выше — изображение Божией Матери. Далее, поскольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Христом, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещалось изображение Христа или сюжеты, связанные с Его Воскресением. Такая схема росписи храмов становится в XI–XII веках практически общеобязательной.

Система росписи алтаря Воскресенского собора Новодевичьего монастыря была разработана иконописцами Николаем и Наталией Богдановыми в 2012–2013 годах.

Продолжение следует...