НОВОСТИ
июль 2020 год
28 июля
День памяти равноапостольного князя Владимира
В этот день игумения София поздравила главу Администрации Московского района Ушакова Владимира Николаевича и Главного врача 2-й городской больницы Волчкова Владимира Анатольевича с днем тезоименитства.
Именинникам были подарены святые просфоры.
24 июля
День обретения мощей сщмч. Илариона, архиепископа
Верейского
Выдающийся ученый и богослов, пострадавший в годы гонений на Церковь, архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) в 1929 году по дороге в очередную ссылку заболел тифом и скончался в тюремной больнице Ленинграда в возрасте 43 лет, до конца претерпев страдания крестного пути на свою личную Голгофу. Митрополит Серафим (Чичагов) как правящий архиерей попросил тело почившего архипастыря для достойного погребения. Владыке Серафиму удалось добиться у властей разрешения на отпевание архиепископа Илариона архиерейским чином в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря и погребение его на Новодевичьем кладбище. Митрополит Серафим облачил тело сщмч. Илариона в свой белый архиерейский саккос и возложил на его главу свою митру.

Верующие петербуржцы даже в советские времена приходили на могилу святителя, почитая его память. По благословению правящего архиерея митрополита Владимира (Котлярова) 24 июля 1998 года в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги состоялось обретение мощей архиепископа Илариона (Троицкого) на Новодевичьем кладбище. В этом историческом событии принимали участие: настоятельница игумения София с сестрами, клир и прихожане обители, а также два будущих архиерея: иеромонах Игнатий (Бузин, ныне — епископ Армавирский и Лабинский) и иеродиакон Мстислав (Дячина, ныне — епископ Тихвинский и Лодейнопольский).

После Божественной литургии в Казанском храме участники обретения мощей пришли на монастырское кладбище. Накануне над могилой святителя была установлена палатка из пленки на случай дождя, но в тот день светило ослепительное солнце, как в пасхальное утро. После того как сняли слой земли, показались еловые веточки и обитый тканью деревянный гроб, который духовенство, настоятельница и сестры обители под стихиры Пасхи подняли из могилы и торжественно перенесли в игуменский корпус.

При вскрытии гроба обнаружились святые мощи, облаченные в архиерейские ризы. Под митрой на голове святителя хорошо были видны короткие темные волосы — перед смертью владыку обрили в тюремной больнице. Кожа на святых останках была темно-коричневого цвета, как у Киево-Печерских преподобных отцов. Мощи омыли и переодели в белое облачение, сшитое сестрами Пюхтицкого монастыря. На мощи возложили крест и панагию, подаренные насельником Александро-Невской Лавры иеромонахом Мартирием (Кольчиковым, ныне — игумен).

Митрополит Владимир отметил параллели в истории Новодевичьего монастыря — тело усопшего архипастыря перед его похоронами готовили к погребению и облачали в упраздненной к тому времени обители, а в новейшей истории священнослужители вновь возродившейся обители также по уставу омыли и облачили мощи святителя Илариона уже для его прославления. Святые останки вместе с облачением были помещены в раку и крестным ходом перенесены в Казанский храм Новодевичьего монастыря, где они покоились в раке.

Через год приехал наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов, ныне — митрополит Псковский и Порховский) с благословением Святейшего Патриарха перенести мощи архиепископа Илариона в Москву для их прославления. Прощальное богослужение в Казанском храме обители возглавил митрополит Владимир — казалось, весь Петербург пришел проститься со святителем Иларионом, храм был полон верующих.

Накануне матушка благословила сестрам съездить за цветами для украшения храма. В голландской цветочной фирме сестры объяснили, что хотели бы для монастыря приобрести какие-нибудь недорогие цветы со скидкой, которые магазину всё равно будет трудно продать. Продавщица сказала, что должна спросить у владельца — может быть, он даже что-то пожертвует.

Надо было видеть лица сестер, когда через некоторое время работники магазина выкатили им наполненную цветами двухэтажную телегу выше человеческого роста! Оказалось, что всё это владелец магазина пожертвовал монастырю — целое море букетов Господь послал святителю Илариону на его проводы в Москву. В обитель сестры возвращались в доверху наполненной цветами машине. Утром 9 мая 1999 года прощальную Божественную литургию у мощей священномученика Илариона возглавил митрополит Владимир — весь храм благоухал, утопая в цветах.

Отец Тихон привез из Москвы красивую раку с серебряной чеканкой, обитую басмой — в нее переложили мощи святителя. Благотворители для перенесения мощей выделили частный самолет, но новую раку не удавалось пронести в салон, пришлось демонтировать дверь самолета. Целый час ушел на то, чтобы снять дверь самолета, погрузить раку и установить дверь на место. Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон и настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София сопровождали мощи священномученика.

В Москве вечером 9 мая 1999 года мощи святителя были переданы Сретенскому монастырю, откуда владыка Иларион начал свой мученический подвиг. Утром 10 мая 1999 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Сретенском монастыре совершил прославление владыки Илариона в лике местночтимых святых.
В Новодевичьей обители осталась рака, в которой пребывали мощи со дня их обретения, Евангелие, крест, панагия и облачение, в котором был похоронен священномученик Иларион. В те дни была неделя Жен-мироносиц, и на другой день после перенесения мощей сестры обители подходили к опустевшей раке, как в свое время Жены-мироносицы пришли к опустевшему гробу воскресшего Спасителя.

После перенесения мощей удивительным образом помощь Новодевичьему монастырю стала приходить именно из Москвы — сестры знали, что так за них продолжает ходатайствовать святитель Иларион.

Вскоре архимандрит Тихон передал для Новодевичьей обители в специальном ковчеге десницу священномученика Илариона. Причем сначала отец Тихон подготовил только небольшую частицу правой руки святителя, но когда я, приехав за мощами, увидела ковчег, то сказала, что он достаточно большой, и можно было бы положить в него всю десницу.

— Придется положить! — согласился архимандрит.

Святитель Иларион как бы связал невидимыми духовными нитями Сретенскую и Новодевичью обители, хранящие его святые мощи.

В 2000 году сщмч. Иларион был причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских уже для общецерковного почитания. Внучка сщмч. Серафима (Чичагова) — настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря Москвы игумения Серафима (Черная) попросила у матушки Софии часть облачений своего деда. Ей была передана в дар палица митрополита Серафима, в которую он облачил священномученика Илариона перед его погребением — сейчас она хранится в храме Новодевичьего монастыря Москвы. Над палицей помещены иконы двух святых, которым она принадлежала: сщмч. Серафима (Чичагова) и сщмч. Илариона (Троицкого).

По традиции в день обретения мощей святителя в Новодевичьей обители совершается крестный ход на кладбище к месту его захоронения, где возносятся молитвы мученику за Христа. Первое время это был только наш местный монастырский праздник. Впоследствии, в разговоре с насельниками Сретенского монастыря о том, что память святых может праздноваться несколько раз в году, была подана идея о внесении в календарь и дня обретения мощей святителя Илариона. По ходатайству Сретенской обители дата обретения мощей сщмч. Илариона в 2014 году была внесена в общецерковный календарь. Богоугодной жизнью соделавший себя сосудом Святого Духа, сщмч. Иларион является небесным покровителем Воскресенского монастыря, посылая своей десницей благословение подвизающимся и молящимся в этой святой обители.

ФОТОАЛЬБОМ

21 июля
Чествование Казанской иконы Божией Матери
Потемневшая, пострадавшая от времени и небрежения, сменив многих владельцев, она в середине 1970-х годов была передана в Николо-Богоявленский собор в Санкт-Петербурге. К иконе была приложена записка следующего содержания:

«Образ некогда находился в одном женском монастыре, был местной храмовой иконой. При ликвидации монастыря одна из стариц-монахинь взяла образ себе, а перед смертью благословила им свою келейницу. Девушка переехала в Ленинград, содержала образ в благолепии, но заболела, умерла, и образ бросили в выгребную яму. Его взяла одна боголюбивая старушка, которая в 1958 году, узнав, что я желал бы иметь икону Богоматери, вручила его мне, взяв с меня обещание хранить и беречь его. Болея неизлечимой болезнью и приближаясь к концу своего бытия, я желаю, чтобы образ обрел себе достойное место (А. Терентьев)».

Пострадавшую от копоти и грязи икону поставили в служебном помещении собора. Согласно завещанию решили передать ее в достойное место – Казанский храм Новодевичьего монастыря, где она могла бы стать храмовой святыней. Предполагалось, что художник очистит и отреставрирует икону. Но дивный образ обновился сам.

«Случилось это 6 ноября 1996 года, в праздник иконы "Всех скорбящих Радость ", – рассказывает свидетельница чуда. – В этот день, будучи в скорбном состоянии духа, зажигая перед иконой лампадку, я душой воззвала к ней: "Божия Матерь, как мне тяжело…". Поднимаю глаза – и вдруг вижу, что лик ожил, Божия Матерь улыбается так светло, и краски вмиг просветлели. У меня – слезы градом от страха… За двадцать лет, что икона у нас, ничего подобного не было. Зашла другая женщина, спросила: "Ты что, почистила ризу? " Смотрю – риза тоже стала светлая…».


ФОТОАЛЬБОМ
14 июля
Панихида по страннице Дарьюшке, в иночестве Исидоры
Дария Александровна Шурыгина родилась в конце XVIII века в Новгородской губернии, в глубоко религиозной крестьянской среде, где с детства приобщают Богоугодной жизни. Рано оставшись сиротой, она безропотно взяла на свое попечение малолетних брата и сестру, с ангельским терпением неся тяготы нелегкого крестьянского быта. С юных лет она полюбила ходить на Богомолье в Горицкий монастырь, где всегда находила помощь и утешение. Особенное расположение к ней питали сестры Феофания и Варсонофия, благотворно влияя на развитие ее души. Вырастив сестру и брата, определив их судьбу, Дарьюшка осталась совершенно одна. Спокойствие духа обрела она в странничестве. Сердце горело желанием посетить святые места православной Руси – источники великой благодатной силы.

Когда же в 1845 году ее возлюбленные матушки Феофания и Варсонофия были отозваны в Петербург по желанию Государя Императора Николая Павловича для устройства Воскресенского Новодевичьего монастыря, она, движимая горячей любовью, не раздумывая, в свои 70 лет устремилась за ними. Обо всем этом повествует сама Дарьюшка. Благодаря ее неповторимому «родниковому» языку постепенно открывается внимательному и бережному читателю «потаенный сердца человек» с его истинным Богообщением, своеобразным «внутренним деланием». Это Богообщение наполняет ее трепетным удивлением пред беспредельностью Божественной любви и совершенной красотой Божественного мира. Непрестанною молитвой звучит ее всегдашнее благодарение «Нет Тебя, Господи, краше, нет Тебя, Господи, добряе!» Она называет себя «худым человеком», «дураком», «сумасшедшим», и в этом кротком смирении проглядывает юродство, в уничижении которого – самая глубокая печать русской святости. Ее всепрощающая милующая душа изнывала и болела от безмерной жалости ко всякой твари. «Господи, вразуми Ты жалостных разбойников!», «Родимые, не режьте,…, не губите своих душенек!» - часто слезно молилась она, сама дрожа от страха в своей башенке, куда ее определили собирать пожертвования на святую обитель. «Наше дело молиться и трудиться, а там Господь все устроит», - с верой наставляла возлюбленная матушка преданную сподвижницу. Эта маленькая бодрая старушка всюду приносила радость и утешение. Ее задушевные рассказы, отмеченные «нездешней» мудростью, «струятся», как живой родник. Суровый подвиг странничества во славу Божию, благоухание добрых дел, смиренное на Бога упование, неоскудевающая милостыня, самоотверженная любовь говорят о высокой мере русской святости, прикровенно и сейчас присутствующей в мире.
Незадолго до кончины Дарьюшка приняла постриг с именем юродивой IV века Исидоры (память 10/23 мая). Ей было около 80 лет. Скитальческая жизнь ее закончилась. Вскоре инокиня Исидора захворала и по принятии Святых Христовых Тайн отошла ко Господу (1/14 июля 1856 г.). Возлюбленная матушка Феофания со слезами благословила свою неутомимую помощницу. Весь монастырь провожал ее в последний путь с великими почестями. В память о новопреставленной старице Исидоре устроили поминальную трапезу, за которой кормили и одаривали деньгами множество нищих и убогих, столь близких любвеобильному сердцу почившей. Могилка ее совсем неподалеку от входа на кладбище, рядом с другими монахинями.


Благодарственные письма и свидетельства о чудесной помощи по молитвам к инокине Исидоре

8 июля
Отошла ко Господу схимонахиня Мария (Михайлова)

8 июля
Поздравление с Днём семьи, любви и верности от С.В. Медведевой