НОВОСТИ
май 2018 год
30 мая
"Человек: между свободой воли и фатализмом"
30 мая в библиотеке с выставочным пространством Московского района на пл. Чернышевского состоялась заключительная встреча в уходящем учебном году из цикла лекций духовно-просветительского центра Воскресенского Новодевичьего монастыря и интернет издания Предание.ру.

Встреча состоялась в формате круглого стола на тему "Человек: между свободой воли и фатализмом". О судьбе, промысле Божием, роке, предопределении и свободе человеческой воли будут рассуждать Александр Секацкий и священник Дионисий Харин

Александр Секацкий, прозаик, эссеист и философ. Кандидат философских наук, доцент, преподаватель кафедры социальной философии и философии истории CПбГУ

Иерей Дионисий Харин, старший священник Воскресенского Новодевичьего монастыря, преподаватель кафедры библеистики СПб духовной академии.

Без человеческой свободы мир не интересен Богу и, в сущности, не стоит творения. Но в диапазоне допущенной и отпущенной свободы нет ничего важнее суверенного выбора личности. Отказ от выбора означает и отказ от спасения. Как решает эти дилеммы христианство и европейская метафизика?

Александр Секацкий в своем выступлении рассказал слушателям о том, как философы на протяжении многих веков находили ответы на вечный вопрос: кто руководит судьбой человека. По его мнению именно христианство осуществило прорыв в размышлениях тему судьбы. Христианские писатели разрушили до основания представления о том, что человеком управляют силы судьбы. Бог предоставляет своему творению абсолютную свободу. Для Бога важна человеческая личность и ее творческое начало. На пути уподобления своему Творцу творение должно быть готовым к любого рода рискам, потому что риски - часть жизни, но не предопределения. Человек свободен - вот главный постулат христианской веры. Этот постулат перевернул историю всего человечества.

Священник Дионисий раскрыл значение термина "воли Божией" в Священном Писании: "Александр очень правильно заметил, что Бог сотворил человека абсолютно свободным. Безграничная любовь Бога к человеку проявилась даже в момент грехопадения Адама. Можно ли сказать, что Творец предопределил этот акт? Конечно же, нет!

Ветхий Завет настаивал на том, что исполнение воли Божией есть следование закону Бога.В Новом Завете мы видим, как Христос разрушил все ложные представления о предопределении. Он исцелял больных и возвращал зрение слепым, подтверждая тем самым, что никто не виноват в их болезни. Болезнь - последствие грехопадения, а не воля Бога.

Только в христианстве Царство Божие может быть подобно ребенку, который ничего не сделал ради достижения этого Царства. Воля Божия, говорит Священное Писание, состоит в том, чтобы возвещать Царство Бога в делах любви и милосердия.

Недопустимо ставить вопросы такого рода: есть ли воля Божия жениться или не жениться? Лечиться или не лечиться? Все эти вопросы задают язычники. Христиан же доверяет Бог и благодарит Его за все события в жизни"

В заключении состоялась оживленная дискуссия.
30 мая
"Человек: между свободой воли и фатализмом"
30 мая в библиотеке с выставочным пространством Московского района на пл. Чернышевского состоялась заключительная встреча в уходящем учебном году из цикла лекций духовно-просветительского центра Воскресенского Новодевичьего монастыря и интернет издания Предание.ру.

Встреча состоялась в формате круглого стола на тему "Человек: между свободой воли и фатализмом". О судьбе, промысле Божием, роке, предопределении и свободе человеческой воли будут рассуждать Александр Секацкий и священник Дионисий Харин

Александр Секацкий, прозаик, эссеист и философ. Кандидат философских наук, доцент, преподаватель кафедры социальной философии и философии истории CПбГУ

Иерей Дионисий Харин, старший священник Воскресенского Новодевичьего монастыря, преподаватель кафедры библеистики СПб духовной академии.

Без человеческой свободы мир не интересен Богу и, в сущности, не стоит творения. Но в диапазоне допущенной и отпущенной свободы нет ничего важнее суверенного выбора личности. Отказ от выбора означает и отказ от спасения. Как решает эти дилеммы христианство и европейская метафизика?

Александр Секацкий в своем выступлении рассказал слушателям о том, как философы на протяжении многих веков находили ответы на вечный вопрос: кто руководит судьбой человека. По его мнению именно христианство осуществило прорыв в размышлениях тему судьбы. Христианские писатели разрушили до основания представления о том, что человеком управляют силы судьбы. Бог предоставляет своему творению абсолютную свободу. Для Бога важна человеческая личность и ее творческое начало. На пути уподобления своему Творцу творение должно быть готовым к любого рода рискам, потому что риски - часть жизни, но не предопределения. Человек свободен - вот главный постулат христианской веры. Этот постулат перевернул историю всего человечества.

Священник Дионисий раскрыл значение термина "воли Божией" в Священном Писании: "Александр очень правильно заметил, что Бог сотворил человека абсолютно свободным. Безграничная любовь Бога к человеку проявилась даже в момент грехопадения Адама. Можно ли сказать, что Творец предопределил этот акт? Конечно же, нет!

Ветхий Завет настаивал на том, что исполнение воли Божией есть следование закону Бога.В Новом Завете мы видим, как Христос разрушил все ложные представления о предопределении. Он исцелял больных и возвращал зрение слепым, подтверждая тем самым, что никто не виноват в их болезни. Болезнь - последствие грехопадения, а не воля Бога.

Только в христианстве Царство Божие может быть подобно ребенку, который ничего не сделал ради достижения этого Царства. Воля Божия, говорит Священное Писание, состоит в том, чтобы возвещать Царство Бога в делах любви и милосердия.

Недопустимо ставить вопросы такого рода: есть ли воля Божия жениться или не жениться? Лечиться или не лечиться? Все эти вопросы задают язычники. Христиан же доверяет Бог и благодарит Его за все события в жизни"

В заключении состоялась оживленная дискуссия.
25 мая
Воскресенскую обитель посетила супруга президента Молдовы
25 мая нашу обитель с паломническим визитом посетила супруга президента Молдовы Галина Додон.

Гостья посетила храмы Новодевичьего монастыря и помолилась у святынь обители. В ходе беседы игумения София рассказала Галине Додон об образовательных и благотворительных проектах нашего монастыря.
20 мая
В Казанском храме прошла лекция на тему: "Чем древнерусские монастыри отличались от современных?"
В воскресенье, 20 мая, после Божественной литургии кандидат богословия и исторических наук протоиерей Константин Костромин прочел лекцию о различии между древнерусскими и современными монастырями.

Отец Константин начал свою лекцию с определение слов "монастырь" и "монах", о том, что они имеют единый корень. Рассказал почему монахи оставались на месте своих подвигов, не покидая родной монастырь до конца своих дней. Какое значение имели монастыри в древней Руси и почему они были щедро одарены совершенно необычными вещами, которыми не обладали и князья.

В завершении лекции отец Константин обратился к духовной составляющей монастырей разных эпох. Приводя примеры сохранившихся исповедальных листов для мирян и монашествующих, отец Константин обращает внимание, что они почти не отличались, разве только для монашествующих упускались грехи связанные с отношениями между мужчиной и женщиной. Из чего делает вывод, что в древних монастырях не было внутреннего духовного делания, о котором в России стали писать только в ХIХ веке.
18 мая
Освящение крестов для куполов Казанского храма
18 мая в попразднество Вознесения Господня в обители освятили золоченные кресты на купола Казанского храма.

Протоиерей Димитрий Ерин в благодарственном слове за уже проделанную и еще предстоящую работу отмечая сияние крестов на солнце, пожелал, чтобы и сей труд и жизненный путь всех трудящихся над благим делом были освящены Божью благодатью.
17 мая
"Каждая подаренная книга - это маленький шаг на пути к обновлению нашего общества"
17 мая в праздник Вознесения Господня священник Дионисий Харин преподнес в дар библиотеке следственного изолятора "Кресты" собрание православной духовной литературы.
Книги были собраны силами наших паломников в период празднования Светлой Пасхи. В этом году Следственному изолятору было передано более 1 500 тысяч книг.

Пасхальная акция "Подари книгу заключенному" стала уже доброй традицией Воскресенского Новодевичьего монастыря. Ежегодно мы преподносим в дар заключенным более 1 000 книг.

В этом году в акции принял участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Он преподнес в дар следственному изолятору книгу преподобного аввы Дорофея "Душеполезные поучения и послания".

"Книга - самый лучший подарок, особенно для тех людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Мы верим, что духовная литература поспособствует внутреннему изменению тех, кто в этом нуждается. Каждая подаренная книга от чистого сердца - это маленький шаг на пути к духовному обновлению нашего общества", - отметил иерей Дионисий в своем слове к начальнику Следственного изолятора Вадиму Александровичу Львову.

Мы искренне благодарим всех неравнодушных богомольцев нашей обители, преподнесших в дар заключенным и находящимся под следствием такой ценный пасхальный подарок.
17 мая в праздник Вознесения Господня священник Дионисий Харин преподнес в дар библиотеке следственного изолятора "Кресты" собрание православной духовной литературы.
Книги были собраны силами наших паломников в период празднования Светлой Пасхи. В этом году Следственному изолятору было передано более 1 500 тысяч книг.

Пасхальная акция "Подари книгу заключенному" стала уже доброй традицией Воскресенского Новодевичьего монастыря. Ежегодно мы преподносим в дар заключенным более 1 000 книг.

В этом году в акции принял участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Он преподнес в дар следственному изолятору книгу преподобного аввы Дорофея "Душеполезные поучения и послания".

"Книга - самый лучший подарок, особенно для тех людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Мы верим, что духовная литература поспособствует внутреннему изменению тех, кто в этом нуждается. Каждая подаренная книга от чистого сердца - это маленький шаг на пути к духовному обновлению нашего общества", - отметил иерей Дионисий в своем слове к начальнику Следственного изолятора Вадиму Александровичу Львову.

Мы искренне благодарим всех неравнодушных богомольцев нашей обители, преподнесших в дар заключенным и находящимся под следствием такой ценный пасхальный подарок.
17 мая
Вознесение Господне
Проповедь Святейшего патриарха Кирилла в день Вознесения Господня.

"Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня. Завершились сорок дней, в течение которых мы праздновали Святую Пасху, — те самые сорок дней, которые отделяли момент воскресения от вознесения Спасителя. Они были наполнены совершенно особым содержанием. Христос больше не находился каждодневно вместе с апостолами, но Он являлся им, и эти явления не все могли сразу распознать, как то было в случае с Марией Магдалиной, или Лукой и Клеопой, которые лишь в какой-то определенный момент увидели в Том, Кто с ними общается, Господа и Спасителя.

В течение этих сорока дней Господь встречался с учениками в Иудее и в Галилее, уча их о Царствии Божием. Именно в эти сорок дней было заложено многое в жизнь будущей христианской общины — то, что мы называем преданием. Оно не было отражено письменно, но запечатлелось в памяти христианской общины и, передаваясь из поколения в поколение, стало священным преданием Церкви.

Сегодняшнее Евангельское чтение взято из 24-й, заключительной главы Евангелия от Луки — собственно говоря, повествование от Луки заканчивается сегодняшним евангельским чтением. Апостол рассказывает о явлении Христа Воскресшего ученикам. «Посмотрите на руки и ноги Мои, — говорит Спаситель, — ибо это Я Сам» (Лк. 24:39). Какие странные слова: «Это Я Сам»! И далее, как бы в доказательство того, что это именно Он, говорит: «Осяжите меня и уразумейте: дух плоти и костей не имеет». Не исключено, что апостолы, которым Христос являлся неожиданно и при дверех затворенных, могли в Нем видеть не реальность, а некий дух, призрак. Господь развенчивает эти сомнения. Он акцентирует их внимание на то, что Он в реальной плоти: «Осяжите, уразумейте», а потом, как бы еще раз настаивая на реальности Своего бытия, говорит им: «Есть ли у вас здесь что-то съестное?» И принесли Ему рыбы, печеной на угле, и мед, и Он вкушал эту пищу. Конечно, Господь после воскресения мог обходиться без всякой физической пищи, но Он делает это для того, чтобы показать апостолам, что Он во плоти, что воскрес не только Его дух, который никогда и не умирал, — вместе с Воскресением Он восставил из небытия, из смерти, из тления, из разрушения человеческое тело, которым Он обладал.

Евангелист Лука написал еще одну книгу Нового Завета — книгу Деяний апостольских. Евангелие от Луки заканчивается 24-й главой, где Господь настаивает на том, что Он в реальном теле, а книга Деяний начинается с повествования о вознесении. И это совершенно неслучайно, потому что можно было еще многое рассказать. Апостол Лука, конечно, знал, что было между встречей со Спасителем при дверех затворенных и моментом вознесения, но он как бы соединяет эти два события в двух новозаветных книгах и повествует о том, что Господь возносится на небо — Тот Самый Господь, Который воскрес, Который явился им, Которого можно было осязать, Который вкушал пищу, а значит, на небо возносилось Его тело. И явились два мужа и сказали: «Что вы смотрите на небо? Иисус, Который ныне возносится на небо, так же вернется к вам». Ни о чем больше не сказано в этот момент. Апостолам нужно идти и проповедовать покаяние и прощение грехов. И, размышляя на тему вознесения, святой Иоанн Златоуст говорит о том, что Господь принял плоть не для того чтобы оставить ее на земле — Он принял плоть для того, чтобы восхитить ее в тайну Святой Троицу, посадить на престол царский, чтобы ей поклонялось все ангельское воинство.

Но ведь плоть Спасителя — это наша с вами плоть. Ведь это то самое физическое тело, которое каждый из нас имеет, и это физическое тело, через искупительный подвиг Спасителя, через Его крест и воскресение вознесенное в тайну Святой Троицы, пребывает в Божественной жизни.

Мы иногда пренебрежительно относимся к своему телу. Мы губим его дурными привычками, склонностями, грехами — теми самыми, к покаянию о которых призваны были апостолы в день Вознесения. Мы разрушаем свое тело — то самое, которое реально связано с телом Спасителя, потому что весь род человеческий связан одной природой, и можно проследить эти нити, которые нас связывают друг с другом, восходя к нашим пращурам, нашим древним предкам.

Имеет огромное значение для всего рода человеческого, что Господь тело Свое вознес в Божественную жизнь и через Его тело мы связываемся с Ним. Совершенно неслучайно, что именно тело Свое Он приносит в заклание и что тело Свое Он дает нам в заклание через таинство Святой Евхаристии, когда, причащаясь тела и крови Спасителя под видом хлеба и вина, мы соединяемся с Его прославленным телом — тем самым телом, которое в тайне Святой Троицы пребывает на Божественном престоле.

Все это открывает нам глубины Божественного замысла о человеке. Мы не одни, мы не чужие, мы не несчастные «виды», возникшие неизвестно как. Каждый из нас — это не один из миллиардов людей; каждый из нас не только душой своею, но и телом связан с Господом и Спасителем.

На этом основывается наша особая молитвенная связь с нашим Спасителем. На этом основываются и наши молитвы о телесном здравии. Не нужно пренебрегать своим телом, не нужно пренебрегать своим здоровьем, особенно когда болезнь является результатом наших сознательных действий, нашего греха, наших страстей. Недаром апостол называет тело человека храмом живущего в нас Духа (1 Кор. 6:19), и, если мы разрушаем этот храм, то совершаем грех пред Богом.

Сегодняшний день учит нас, что есть особая связь между нами и Спасителем нашим, прославленным, в том числе, и в теле Своем. Этот день учит нас особой заботе о нашем духовном состоянии, чтобы оно не разрушало Богом данного тела. Этот день учит нас и тому, что главная миссия, которую совершил Господь и которую Он поручил Церкви, — это проповедь покаяния, ибо прощаются грехи.

Одного этого достаточно, чтобы научиться жить по-новому, чтобы контролировать свои мысли и поступки, чтобы приносить Господу чистосердечное раскаяние, чтобы через молитву и святейшее Таинство Евхаристии соединяться с Ним в надежде на то, что подаваемая Им благодать укрепит и души, и телеса наши, которые, по апостолу, суть Божии (1 Кор. 6:20).

Сегодня особенный праздник, праздник, который вселяет надежду — надежду на спасение, надежду на встречу с Господом. Всех вас сердечно поздравляю с этим великим и спасительным днем. Аминь.

15 мая
На Святой Земле - месте Голгофы и Воскресения нашего Господа Иисуса Христа
С 6 по 13 мая сестры Воскресенского монастыря посетили святые места, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа.

На Святой Земле сестры молились за Литургией и молебнами, поминая учащихся Свято-Владимирской школы, детей, мам и попечителей приюта "Благодать", благодетелей, сотрудников, прихожан и паломников нашей обители.
10 мая
День памяти священномученика Илариона (Троицкого)
10 мая исполнилось 9 лет со дня прославления в лики святых священномученика Илариона, архиепископа Верейского. По окончании Божественной литургии был совершен крестный ход.
9 мая
День победы
9 мая в обители была совершена Божественная литургия, по окончании которой была отслужена панихида по всем представльшимся в годы Великой Отечественной войны.

Ветеранов войны поздравили сестры, духовенство и дети Свято-Владимирской школы.
4 мая
Весенние работы в монастыре
3 мая
Панихида в 40-й день со дня пожара в городе Кемерово
3 мая в Казанском храме обители была совершена заупокойная Литургия по всем представльшимся детям и взрослым в пожаре торгового центра города Кемерово. По окончании Литургии была совершена панихида.

"Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко благ, прегрешения их вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче".